ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
Эффективный симбиоз науки и производства

Напомним, что указом президента Украины Государственной премией...

Маяк, который светит потомкам

1 сентября исполнилось бы 85 лет знаменитому ученому...


События
"И помнит мир спасенный..."

5 сентября в Сквере героев у Вечного огня...



Ледяной флешмоб, или Ice Bucket Challenge

Благотворительная акция, направленная на борьбу с болезнью...



Лето промчалось мимо, что о нем грустить?

6 июня. При первой же возможности я срываюсь...



Владимир Федоринов: неоспоримо влияние Академии на регион

29 августа состоялось собрание трудового коллектива Академии, на котором с докладом об основных результатах деятельности вуза в прошедшем учебном году и задачах на 2014–2015 учебный год выступил ректор, профессор Владимир Федоринов.

Он поздравил коллектив с новым учебным годом и отметил, что, несмотря на тревожные и даже опасные условия, коллектив Академии достойно завершил 2013–2014 уч. год, провел защиты дипломных проектов бакалавров и специалистов и выдал документы об образовании. Защиты проектов и прием экзаменов зачастую проходили под грохот канонады.

Владимир Анатольевич поблагодарил коллектив, всех, кто в те непростые месяцы – май-июнь – не поддался панике, не впал в истерику, а делал дело: работал со студентами, проводил исследования, охранял и содержал в порядке корпуса, коммуникации и сети Академии, помогал жителям Краматорска.

В докладе были кратко освещены достижения и имеющиеся в деятельности вуза недостатки. Мы постоянно освещали их в газете, на радио и телевидении. Но хочется еще раз подчеркнуть общий результат деятельности всей Академии. Так, в мае 2014 года подведены итоги уже восьмого по счету всеукраинского рейтинга среди двухсот лучших вузов страны «ТОП-200 Украина». Его проводит Центр международных проектов «Євроосвіта» по согласованию с Международным наблюдательным советом. ДГМА в этом году удержала свою позицию, заняв 72-е место. А это, примерно, первая треть лучших вузов страны. Если рассматривать рейтинг только технических университетов, то мы прочно удерживаем второе место в Донецкой области после ДонНТУ. За год работы мы улучшили рейтинговый показатель «Оценка качества научно-педагогического потенциала», сейчас он составляет 9,47. Этот показатель у нас выше, чем у лидера рейтинга ДонНТУ (9,06). Достаточно близки результаты работы наших вузов по показателям «Оценка качества обучения» и «Оценка международного признания».

По-прежнему мы удерживаем хорошие позиции в рейтинге вузов по показателям наукометрической базы данных Scopus (27–29 места в разные периоды).

В новом учебном году, в связи со вступлением в силу закона Украины «О высшем образовании», предстоит решить новые, достаточно серьезные задачи. Этот закон предполагает более высокий уровень автономии вузов, их самостоятельности, но и более высокий уровень ответственности.

Будет введена новая система контроля качества всех вузовских процессов, создается Национальное агентство качества, которое кроме контроля качества будет проводить лицензирование и аккредитацию учебных заведений, в том числе и их специализированных советов, при этом ВАК ликвидируется.

Прежде всего, необходимо разработать Устав Академии и переработать все действующие в Академии положения и разработать недостающие.

Переработать все учебные планы и программы так, чтобы с 1 сентября 2015 г. перейти на новые объемы кредитов (30 ч.) и новые нормы (600 ч.) учебной нагрузки на преподавателя. В этом случае недельная аудиторная нагрузка студента должна быть в пределах 18–20 часов.

В связи с изменением учебных планов кардинально меняется значение организации самостоятельной работы студентов. С учетом всех факторов (уровень школьной подготовки абитуриентов, сокращение времени контакта студентов с преподавателем, степень мотивации студентов собственно к процессу обучения и др.) мы должны определить новые подходы в нашей работе со студентами, переработать и создать новое методическое обеспечение и другое. Необходимо коренным образом изменить систему контроля качества всех видов нашей деятельности.

Необходимо принять экстренные меры по исключению случаев плагиата и несамостоятельного выполнения различных индивидуальных заданий. Особенно нетерпимо положение с курсовыми проектами, отчетами по практике и дипломными проектами. Очевидно, надо создать комиссию, которая должна обеспечить проверку студенческих работ и разработать рекомендации по обеспечению самостоятельной работы студентов.

Новый Закон предусматривает следующие уровни высшего образования: начальный (младший бакалавр), первый (бакалавр), второй (магистр), третий образовательно-научный (доктор философии) и научный уровень (доктор наук). Прием на уровень специалиста завершается в 2016 году.

Предусмотрено две программы подготовки магистров: образовательно-профессиональная (1,5–2 года) и образовательно-научная (2 года).

В связи с таким разделением магистров и разными программами подготовки предстоит осмыслить это различие и создать всю необходимую документацию (положение о подготовке магистров, учебные планы и программы и т. д.), а также определить требования к поступающим и их количество.

Соискатель степени доктора философии проходит обучение в аспирантуре, объем учебной составляющей учебно-научной программы подготовки доктора философии составляет 30–60 кредитов ЕКТС. Лица, которые профессионально осуществляют научную, научно-техническую или научно-педагогическую деятельность по основному месту работы, имеют право получать степень доктора философии без аспирантуры при условии выполнения соответствующей учебно-научной программы. Нормативный срок подготовки доктора философии в аспирантуре – 4 года. Наша задача в ближайшее время – создать свои программы подготовки в аспирантуре по всем ее специальностям.

В новом Законе большое внимание уделяется Студенческому научному обществу. Определенная работа в этом направлении в Академии проводится, но она нуждается в организационном оформлении, постоянном контроле и оказании действенной помощи студентам и аспирантам в ее проведении.

Вузам предоставляется право самостоятельно вводить специализации, определять их содержание и программы учебных дисциплин. В 2014/15 уч. году необходимо окончательно определиться со специализациями по каждой специальности и подготовить соответствующую документацию.

С учетом всех обстоятельств (ограниченное бюджетное финансирование и его снижение, уменьшение контингента студентов, и в первую очередь, контрактных; рост цен на все виды товаров и услуг и др.) нужно изменить отношение к системе привлечения денег в Академию и, в частности, к оказанию платных услуг. Желательно, чтобы эту задачу не только обсуждали, но и решали на всех уровнях (ректорат-деканат-кафедра) и привлечение средств в Академию было общей заботой всех ее сотрудников. Здесь все подходы хороши (специализации, дополнительная подготовка, переподготовка и стажировка, хоздоговорные НИР, продажа лицензий, гранты и другое).

Сегодня, с учетом того, что происходит в стране, и в первую очередь – на Юго-Востоке, следует предъявить особые требования к проведению воспитательной работы в студенческой среде.

В заключение Владимир Анатольевич подчеркнул:

– Неоспоримо влияние Академии на регион, и она всегда ему будет нужна. Желаю вам выдержки, собранности, здоровья. Надеюсь, что все ваши дела и начинания будут успешными.

Вячеслав Медведев

На досуге
Копенгаген - город, где живут велосипеды

Отдыхая в Копенгагене, не привыкший турист сразу...



Правила Маленького принца

9 сентября отмечается Всемирный день красоты...



"Что? Где? Когда?"

Во время казни декабристов петли Петра Каховского...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск