ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
Кафедра МТиТОМ приглашает в аспирантуру

Кафедра технологии конструкционных материалов, материаловедения и термической обработки (МТиТОМ) планирует в 2006 году приём на очное обучение в аспирантуру для выполнения диссертационной...

Поговорим о главном

В настоящее время огромную роль в развитии, успешности и престиже организации играет корпоративная культура...

"Все в нашей власти!.. Если во власти все наши"

Недавно в редакции "Академии" прошла беседа между студентами - сотрудниками газеты...


События
DURA LEX, SED LEX!!!

Что в наши дни нужно знать, чтобы грамотно идти по жизни? Многое. Но главное знание...


"Что? Где? Когда?": чемпионат первого курса

5 октября состоялся очередной, шестой по счету, чемпионат ДГМА по игре "Что? Где? Когда?" среди студентов...


Извечная проблема

5 октября ДГМА посетил основатель и глава Комитета помощи украинским сиротам и детям без родительской опеки - профессор Джон С. Карк из Калифорнии...


Уверенная победа наших девушек. Футбольный турнир памяти Владимира Хорошайло

7 и 8-го октября в ФОКе ДГМА состоялся турнир по гандболу между женскими командами мастеров "Академия" и "Адвис"...


Инженер за партой

Способность учиться быстрее своих конкурентов становится единственным надежным источником превосходства над ними. Это стало лейтмотивом прошедшего заседания выпускающих кафедр ДГМА и их филиалов в ЗАО НКМЗ по обсуждению Концепции программы непрерывного профессионального развития персонала в ЗАО НКМЗ и участия ученых ДГМА в обеспечении реализации этой программы. Так как многие преподаватели Академии являются одновременно преподавателями системы переподготовки кадров завода, то в ней приняла участие довольно большая, около 30 человек, делегация профессорско-преподавательского состава Академии. Перед началом работы конференции наша делегация ознакомилась с учебной базой отдела развития персонала НКМЗ. Следует отметить, что за последнее время она достаточно динамично развивалась. Лекционные аудитории, в которых побывала делегация, оснащены компьютерной и подключенной к ней проекционной аппаратурой. В них рабочие и инженерный состав завода проходит переподготовку в различных направлениях. От элементарной компьютерной грамотности до работы в Solid Works, от простейших понятий в области резания металлов до управления через ЭВМ станками типа "обрабатывающий центр". Навыки работы на металлорежущих станках слушатели получают в недавно открытом учебном цехе. В момент его посещения в нем получали практические навыки студенты 3 курса специальности ТМ. В целом основные направления в деле переподготовки кадров руководство завода и ОРП видит в совершенствовании методик обучения, создании платформы, с которой удобно следить за перспективами будущего, стимулировании обучения, проектировании новых организационных форм обучения. За партами в ОРП ежегодно по различным направлениям обучается более 2500 руководителей и специалистов завода, порядка 5000 квалифицированных рабочих, проходят "поливалентное" переобучение по вторым специальностям свыше 1000 рабочих. Завод содействует подготовке специалистов с высшим образованием, а также специалистов высшей квалификации через аспирантуру ДГМА. Среди 800 преподавателей, обеспечивающих обучение, много представителей профессорско-преподавательского состава Академии.

Вели конференцию президент ЗАО НКМЗ Георгий Маркович Скударь и ректор Академии Владимир Анатольевич Федоринов. Перед началом конференции Федориновым В.А. была выполнена приятная миссия: вручение диплома профессора Г.М.Скударю. Как известно, он является преподавателем Академии.

Во вступительной речи Г.М.Скударь предопределил русло обсуждений на конференции. Используя достигнутый уровень организационной, методической и технической базы, на заводе необходимо коренным образом преобразовать систему подготовки и переподготовки кадров. Сегодня на заводе совершенно новые требования, это требования повышения качества обучения.

Докладчиками по поставленным проблемам были заместитель генерального директора ЗАО НКМЗ по НТ, НИР и развитию персонала Александров Игорь Валентинович и проректор по учебной работе ДГМА, профессор Ковалевский Сергей Вадимович.

В своем выступлении И.В.Александров отметил объективные предпосылки формирования новой концепции непрерывного профессионального развития персонала, которые базируются на внедрении на НКМЗ современных технологий, разработке и внедрении эффективных систем обеспечения качества и системы менеджмента качества, достижении уровня процессоориентированной организации, обновлении структуры станочного парка, диверсификации производства, широкомасштабной компьютеризации. Это обнажило проблему недостатка высококвалифицированных управленцев, специалистов и рабочих, способных работать в условиях инновационного развития предприятия. Вместе с тем, это обеспечивает творческое участие работников в реализации стратегических задач развития предприятия, востребованность каждого работника как личности, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом. Поэтому в систему формирования интеллектуального потенциала НКМЗ внесены блоки повышения квалификации руководителей и специалистов и подготовка их резерва, подготовка рабочих кадров, экономическое обучение управленцев, специалистов, рабочих, обучение идеологии качества и многое другое. Однако для этого требуется создание учебно-производственного и организационно-методического комплекса по профессиональному обучению. В него вошли центр инженерной подготовки, центр подготовки рабочих кадров, учебные полигоны компьютерных информационных систем и АСУ ТП, тренинговые центры и многое другое. Предполагается, что кроме заводского персонала здесь обучаются и студенты, участники программы 3-2-1. Для обеспечения нормальной работы комплекса оборудованы классы, а также обеспечены компьютерные базы пользования научно-технической библиотекой.

Конечно, уже на этом этапе система позволяет вести переподготовку на достаточно высоком уровне. Однако для достижения мирового уровня профессиональной подготовки возникла необходимость в использовании в процессе обучения новейших информационных технологий, что в настоящее время реализуется на базе специального проекта обучения автоматизированному проектированию. В него входят СИМАТРОН, ТЕХТРАН, VeriCut, Solid Works, Cosmos.

Формирование заводского персонала, способного постоянно совершенствовать свое мастерство, активизирует процесс совершенствования всех систем и стандартов в бизнес-процессах. В настоящее время созданы и функционируют 22 бизнес-процесса. Некоторыми из них являются: создание новых видов продукции, техническая подготовка производства, управление качеством, управление техперевооружением, управление инвестиционными проектами и другое. При этом в системе переподготовки актуальными становятся сертификация и аттестация персонала, а также управление знаниями. В настоящее время разрабатывается проект "Управление знаниями в рамках самообучающейся организации". Реализация этого проекта тесно увязывается с учебно-научно-производственным комплексом, который реализуется совместно с ДГМА и другими учебными заведениями. При этом на первый план выходят вопросы упреждающей подготовки персонала для ЗАО НКМЗ, которая предполагает ряд систем: система профориентации и отбора учащихся и студентов, система адаптивного обучения специалистов и рабочих, система подготовки специалистов по программе 3-2-1, система подготовки инженерных и научных кадров в рамках Болонского процесса, система методов активной подготовки руководителей, система приобретения "поливалентной" квалификации. Выполнение программы в рамках этих систем позволит успешно вести упреждающую подготовку кадров, способных решать самые сложные вопросы в рамках инновационного развития предприятия.

В заключение Игорь Валентинович отметил, что отмеченные задачи требуют решения не только на предприятии, но и на региональном и государственном уровнях.

Профессор С.В.Ковалевский в своем докладе раскрыл тему учебно-методического обеспечения реализации программы непрерывного профессионального развития персонала. Основной задачей, поставленной в докладе, является подготовка нового преподавателя, реализующего принцип "обучая, обучаться". При этом должна реализоваться традиционная схема подготовки и переподготовки специалиста, имеющая много достоинств. А именно соответствие требованиям стандартов, базирование на традиционных технологиях обучения, обеспечивающих требуемую совокупность знаний, умений и навыков.

Таким образом, сегодня речь идет о качественно новом представлении учебного процесса как создания технологической среды опережающего обеспечения учебного процесса. Особенностью такой среды является наличие базы подготовки, согласование требований к специалисту на этапе обучения на старших курсах и адаптации к будущему месту работы, формирование баз знаний по направлениям кафедр и специальностей, создание новых знаний на основе проведения поисковых и прикладных НИР.

Проблема создания такой среды разрешима на основе опережающего прогноза развития персонала, активных и дистанционных форм обучения. Для ее успешного решения необходима также адаптация баз знаний, сформированная в ДГМА применительно к требованиям НКМЗ. Переподготовка персонала завода предполагается на основе прохождения стажировки и обучения для нужд предприятия путем формирования требуемых компетенций.

В целом, необходимо обеспечить ряд первоочередных шагов. Это наполнение новым содержанием планов работы филиалов кафедр, подготовка методических материалов по использованию баз знаний, создание новых знаний, интеграция бизнес-процессов ДГМА и НКМЗ, развитие новых программ подготовки (по аналогии с 3-2-1). Такой комплекс мер, реализуемых выпускающими кафедрами, филиалами кафедр на ЗАО НКМЗ и других заинтересованных кафедр, позволит существенно улучшить процесс непрерывной переподготовки специалистов.

В обсуждении докладов доцент Коваленко Г.А. предложил в ближайшее время провести согласование учебных программ, в основу которых должен быть положен модульный принцип. Профессоры Роганов Л.Л. и Тарасов А.Ф. предложили процесс переподготовки интегрировать с развитием науки на заводе. Доцент Гаршина О.К. предложила очертить границы открытости информации, которая может использоваться в учебном процессе.

В конце В.А. Федоринов и Г.М.Скударь подвели итоги совместного заседания. Отмечено, что проблема подготовки кадров существует по объективным причинам, связанным с возрастающими темпами развития ЗАО НКМЗ. Был отмечен большой практический опыт подготовки и переподготовки специалистов, накопленный в ДГМА и на ЗАО НКМЗ. Рабочей группе предложено принять меры к реализации результатов совещания. В завершение Георгий Маркович ответил на вопросы, которые были поставлены в выступлениях ученых.

Вячеслав Медведев

На досуге
Флаг ДГМА на Говерле

Утром 17-го июля мы проснулись в 6 часов...



И снова о примусе

На сей раз об украинском, родимом, то есть. Вопрос приобретения нового примуса...


"Что? Где? Когда?"


"Бесконечное множество возможностей". Этими словами...



Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск