В.А. Федоринов:

предвыборная программа Т.В. Кухтик - фантазии и реалии

      В настоящее время в Академии распространяется красочный буклет Т.В.Кухтик, в котором определены ее принципы и основные направления программы. Мы попросили прокомментировать содержание буклета ректора Академии В.А.Федоринова.

      - Владимир Анатольевич, Вы с буклетом ознакомились? Как Вы оцениваете основные положения программы Т.В.Кухтик и что сами планируете делать по основным направления деятельности Академии?

      - Спасибо за вопрос. Да, знаком. Вы мне просто дали повод прокомментировать информацию, представленную в этом буклете. Да я, в общем-то, и сам собирался это сделать в ближайшие дни, но пока еще не знал как.

      Даже беглый взгляд на эту информацию вызвал у меня много вопросов. Я допускаю, что в пылу предвыборной борьбы можно что-то приукрасить, преувеличить или можно пообещать больше, чем сделаешь. Но во всём надо знать меру. Степень преувеличений должна зависеть от уровня выборов, а также возможности кандидата в случае избрания повлиять на изменение действующего законодательства, и, безусловно, нужно оценивать реальное состояние объекта, которым собираешься управлять, а также состояние и тенденции изменения окружающей этот объект среды.

      Можно на уровне вуза, совета ректоров региона вносить предложения и добиваться изменений в законах и действующих положениях. Но дистанция от этого до реального достижения цели огромна и зачастую - непреодолима.

      Теперь возвратимся к буклету Т.В.Кухтик. Читаем: "Мои принципы: ... Смело и энергично браться за дело, принимать на себя ответственность ... получать конкретный результат ... ставить чёткие и реальные задачи ... никогда не обещать того, чего не сможешь сделать ..." Здорово! Я понимаю, что продекларированные принципы не должны расходиться с делом и, тем более, что никогда не надо обещать то, чего никогда не сделаешь.

      Обратимся к разделу буклета "Основные направления программы". Я думаю, что больше всего притягивает взгляд каждого из нас п.3 "Социальная защита и гарантия каждому работнику", а в нем ряд подпунктов.

     

  • "Повышение заработной платы всем категориям работников в 2 раза".

          По отношению к чему? Мы уже сегодня реально подняли более чем в два раза заработную плату по сравнению со штатными окладами конца 2002 года. Если претендент имеет в виду реальную зарплату работников Академии в сентябре 2003 года, тогда подсчитаем и сравним с нашими доходами. Не утомляя вас выкладками (тем, кто не верит, готов их показать), отмечу, что Минфин вряд ли откликнется на такие пожелания уже в следующем году повысить зарплату в два раза, а если не в следующем - то когда? В программе об этом не говорится. И тогда долю зарплаты с начислениями, получаемую из бюджета, мы тоже должны будем дотировать собственными средствами. В результате, в 2004 году на зарплату с начислениями мы должны будем направить 125% собственных средств, если взять за базу сумму ожидаемых поступлений до конца 2003 года. А остальное? Плата за энергоносители, содержание зданий, приобретение приборов, компьютеров, программных средств, литературы и пр. А как быть с развитием Академии? А оказание помощи аспирантам, докторантам, а оказание материальной помощи нуждающимся? Я еще не упоминал о ежемесячных премиях, к которым все мы так привыкли. Если же это учесть (премии, оздоровительные), то цифру 125% надо будет заменить на 145%.

          Безусловно, нужно стремиться к увеличению наших доходов, что позволит повысить зарплату всем категориям работников Академии. А основным источником таких доходов являются наши образовательные услуги. В развитии образовательных услуг, на сегодняшний день, мы сделали практически всё. И нашей главной задачей является стабилизация поступления средств на достигнутом уровне. Мы должны также учитывать и демографические процессы, и платежеспособность населения, и конкуренцию со стороны вузов региона, в том числе и негосударственных. Кроме того, в Украине есть такая организация, как Комитет по ценам, и ему не объяснишь, что повышение стоимости обучения связано с нашим желанием получать удвоенную зарплату.

          Вы спросите: а привлечение иностранных студентов? Да. Этим надо заниматься, и мы этим занимаемся. Но это не решит наши проблемы. Не надо тешить себя иллюзиями. Увы, как бы мы не любили наш Краматорск, но это не Киев, и даже не Донецк. Он мало привлекателен для иностранцев. И это я говорю, основываясь на результатах многочисленных, уже проведенных нами переговоров.

          Наука. Конечно, надо, и мы будем наращивать объемы наших работ. Но уж поскольку мы говорим о зарплате - это есть и будет оставаться привилегией лишь небольшой части наших работников, выполняющих НИР. И уже сегодня (и это было вчера) по работам, финансируемым из госбюджета, на зарплату направляется практически 100% поступающих из бюджета средств, по хоздоговорным работам в распоряжение творческих коллективов отдается до 80% средств, которые они используют по своему усмотрению (зарплата, командировки, приобретение оборудования, приборов, расходных материалов).

          Это основные источники поступлений средств. Другие разрешенные Кабмином источники не решают наших общих задач. На мой взгляд более правильно определять долю заработанных нами средств, которая будет направлена на зарплату с начислениями. В своей предвыборной программе я обещал, что эта доля в 2003 году составит 48%. Реально к концу года мы выйдем на уровень 58%. Я думаю, и со мной согласятся, что эта цифра не должна превышать 60%. Конечно, если мы будем думать о будущем Академии. Кроме того, у нас значительные текущие затраты.

          Следующие два обещания Т.В.Кухтик по п.3 основных направлений программы свидетельствуют о незнании претендентом действующего законодательства в отношении бюджетных организаций. И поэтому выполнены быть не могут.

         

  • "Предоставление кредитов семьям молодых преподавателей для приобретения жилья".

          Цитирую пункт 48 "Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных организаций", утвержденного постановлением Кабмина Украины от 28.02.2002г. ╧282: "Бюджетна установа не ма╨ права здЁйснювати запозичення в будь-якЁй формЁ або надавати за рахунок бюджетних коштЁв позички юридичним Ё фЁзичним особам". Вместе с тем, мы сейчас прорабатываем вопрос создания общежития гостиничного типа академии для молодых преподавателей и аспирантов.

         

  • "Освобождение от платы за обучение детей преподавателей и сотрудников".

          Мы - неприбыльная организация. Это можно делать только за счет прибыли, после отчисления соответствующих средств в бюджет. А он с 2001 года состоит из двух частей: общих и специальных (собственных) средств бюджетных организаций. Последние тоже зачисляются в бюджет, и их поступление планируется. Мы можем вести подготовку специалистов для собственных нужд. А вот в Кодах экономической классификации расходов (КЭКВ) бюджетных организаций расходы на обучение детей сотрудников не предусмотрены.

          Вместе с тем, я планирую организовать 1-2 годичные подготовительные курсы для детей работников Академии с целью повышения уровня их довузовской подготовки и, как результат, степени вероятности поступления на бюджетные места, число которых мы будем увеличивать. И такая договоренность с Министерством уже есть. Кстати, бесплатное обучение детей сотрудников тоже можно отнести к категории кредитов, даже не беспроцентных, а безвозвратных. Вы сами понимаете, что за этим может последовать для руководителя государственного вуза.

         

  • "Оказание материальной помощи нуждающимся".

          Это у нас уже все есть. К сожалению годовой размер такой помощи в бюджетной организации не может превышать одного месячного оклада работника. Сюда относятся и выплаты оздоровительных. Как вы знаете, такая помощь в июне-июле мною была уже оказана всем сотрудникам.

         

  • "Заключение социальных контрактов".

          Этот пункт мне непонятен. Если для кого-то одного или небольшой группы лиц - наверное, что-то можно предусмотреть. Если для всех - это называется коллективным договором. Все надо называть своими именами и не пускать "сиреневый туман".

          - Владимир Анатольевич, а остальные пункты основных направлений программы?

          - Они неконкретны. Это лозунги.

         

  • "По кадровым вопросам".

          Ректорат Академии давно оказывает помощь кафедрам, аспирантам и докторантам. Для этого выделялись и будут выделяться необходимые средства.

          Сейчас мы заключаем 3-5-годичные контракты. Их срок определяется на кафедрах и факультетах. Форма контрактов в ближайшее время будет пересмотрена.

          Что касается идеи "сплава опыта и молодости", то она совсем не нова. Все преподаватели старшего поколения имеют нормальные условия для работы и являются наставниками молодых. Это является нормой на всех кафедрах.

         

  • "В учебном процессе".

          В программе Тамары Васильевны всё правильно, и это есть в программах каждого из претендентов, но нужно всё-таки ставить и конечную цель. Приведёт ли всё это к сохранению контингента студентов, повышению качества подготовки и спроса на наших выпускников со стороны предприятий и организаций?

         

  • "В области научной деятельности".

          Эти задачи очевидны. Этого мы уже добиваемся.

          И, наконец, главная цель программы Она тоже есть в программах всех претендентов. Есть она и у меня - добиться статуса Национальной машиностроительной академии, и эта идея возникла в стенах ДГМА несколько лет тому назад.

  • Содержание номера