Поздравляем с Днем туриста всех неисправимых романтиков, тех, для кого походный рюкзак милее самого модного дипломата, а старая палатка лучше роскошных дворцов, кто, даже глядя на карту, видит прекрасную природу и машинально ищет места для стоянок, а дымок костра ассоциируется с мелодичными звуками гитары и тихой песней.

Путь на Эльбрус

Часто крупные производственные коллективы, отмечая свой юбилей, направляют свои команды совершить восхождения на высшую точку Европы - Эльбрус в честь этого события. К сожалению, это восхождение не попало в перечень мероприятий, предусмотренных к 50-летию нашей Академии, хотя наши альпинисты являются сильнейшими в Украине среди производственных коллективов - два мастера спорта, кандидат в мастера и несколько высших разрядников.

Тем не менее мы все же выехали в Приэльбрусье. Мы - это Сиряченко Александр Тимофеевич и Бабин Олег Фавиевич в начале августа, без видеокамеры, но с собственным альпинистским снаряжением прибыли в поселок Эльбрус, а оттуда по ущелью Адыл-Су поднялись на "шахтерские" ночевки под ледником Кашка-Таш, расположенные на высоте 2300 метров над уровнем моря.

На бивуаке стояли палатки альпинистов со всего бывшего Союза, которые проводили в этом районе свои сборы. Нас встретили знакомые альпинисты из Беларуси и помогли выбрать для палатки удобное место около них. Они же сообщили, что недавно встречали альпинистов из Краматорска. Как потом мы выяснили, это были наши воспитанники из ЦШК "Пушка", которые вместе с туристами отмечали юбилей комбината восхождением на Эльбрус.

На следующий день мы совершили небольшой акклиматизационный выход по ущелью, встретили много старых знакомых и главное - узнали, что через пару дней питерские альпинисты собираются на Эльбрус и заказали автобус до поселка Азау, откуда начинаются канатные дороги на его склоны. Вечером мы зашли к их руководителю, нашему старому знакомому Леониду Тибейкину, и договорились ехать с ними. Тибейкин сообщил нам, что к ним присоединится живущий здесь все лето Манагаров Владимир Дмитриевич. Манагаров В.Д. - заслуженный мастер спорта с 1967 года, доктор биологических наук, профессор кафедры Государственного университета физического воспитания и спорта. Уже более 5 лет он ежегодно совершает восхождение на Эльбрус, мечтая взойти на Эверест, установив тем самым рекорд долголетия с записью в Книгу рекордов Гиннесса. Ведь ему 76 лет, а старейшему из покорителей Эвереста - чуть больше 60. Дело за малым - за деньгами.

Мы не один раз совершали восхождение на Эльбрус, но каждое восхождение значительно отличается от предыдущих - и состоянием маршрута, и погодными условиями, и собственной физической формой. К тому же, у Тимофеевича в этом году юбилей, и хотелось отметить это событие на Эльбрусе.

Подготовив снаряжение, закупив продукты и проверив газовую горелку, через день мы были готовы к восхождению, надеясь, что старая акклиматизация нас не подведет.

Утром третьего дня вместе с питерскими альпинистами мы выехали на поляну Азау, откуда подъемники доставили нас на южные склоны Эльбруса.

Подъемников всего три: два первых - маятниковые, две кабинки примерно на 25-30 человек скользят по тросам одна - вверх, другая - вниз и один кресельный - открытое кресло на одного человека с рюкзаком.

Подъем занял час с небольшим, и мы оказались на высоте 3800 м на площадке, где располагаются жилые "бочки", метеостанция, еще выше - "приют 11", домик спасателей и технические службы.

Поднявшись уже своим ходом по скальной гряде до высоты порядка 4000м, мы установили палатку в относительно защищенном от ветров месте и вышли вверх по склону проверить состояние маршрута. Мы уже знали, что зима была очень снежная - слой снега свыше 2 метров (в районе Кашка-Таш мы видели следы зимних лавин, которые снесли деревья со склонов), но тем не менее мы были приятно удивлены, что выше "приюта 11" склон был без льда (обычно в августе на "скалах Пастухова" и выше уже лед).

Вернувшись к палатке, решили на следующий день выйти к вершине. Нашими соседями по бивуку оказались польские альпинисты из Познани, с которыми мы за три дня сдружились и даже обменялись адресами.

Ночь была достаточно теплая, хотя остатки чая в палатке покрылись льдом. Рано утром ветер стих, и, несмотря на пасмурную погоду, мы вышли на восхождение. Утром снег был жестким (фирн), но уже к 9 часам снег расквасился и можно было идти без кошек. На вершину шли много различных групп, и не только российских: по пути мы встречали немцев, чехов и даже испанцев, которых вел знакомый инструктор. Самое интересное, что два "Retrak'a" ("Retrak" - это трактор с широченными гусеницами и противовесом, который используется для накатывания слаломных трасс) подняли нас со всем снаряжением до высоты 4800м - это еще раз подтверждало хорошее состояние маршрута. Наше решение выйти на второй день на гору оказалось правильным - акклиматизация наша на удивление хорошая. Погода стояла теплая, несмотря на облачность видимость была удовлетворительная, и мы достигли вершины. Снег пошел только после 17 часов, когда мы уже спустились.

Следующий день выдался более ясным и морозным, и много групп возвратилось, не дойдя до вершины из-за ветра и мороза. У питерцев, которые восходили в этот день, до вершины дошли только 3 человека. Моногаров акклиматизировался в домике спасателей, поднявшись до высоты 4800м, так что через две недели он собирался подняться на вершину (кстати, вместе с Сергеем Бершовым).

Переночевав еще одну (уже третью) ночь, мы вместе с Владимиром Дмитриевичем спустились на подъемниках в Баксанскую долину. Уже через два дня мы были в поезде "Кисловодск-Минск", который вез нас в Краматорск.