Третьяков и история создания его галереи

(продолжение)

"Гордиться славою предков не только можно, но и должно"

А. С. Пушкин

      Павел и Сергей вставали, как и при жизни отца, рано, занимались в конторе, вели дела в магазине, вечерами учились или выезжали в театры и концерты.

      У Павла было много книг, он собирал лубки, эстампы. Его работоспособность, умение собраться волею и не терять напрасно ни минуты удивляли мать, брата и друзей. Павел был замкнут и молчалив. Это делало его старше своих лет, заставляло относиться к нему с уважением. Павла можно было часто встретить в Малом и Большом театрах. Не менее театра любил Третьяков совершать пешком воскресные прогулки до рынка у Сухаревской башни. Здесь можно было купить все - от замка для амбара до поддельной картины Рафаэля и подлинной книги первопечатника Ивана Федорова. Долгие часы проводил Третьяков на Сухаревской площади. Забывая обо всем, глазел на картины, иконы, старинное оружие.

      До двадцати лет Павлу Третьякову не приходилось выезжать из Москвы. В октябре 1852 года, после подведения финансовых расчетов конторы, мать разрешила ему в сопровождении старого кассира поехать в Петербург. Не теряя времени, Третьяков и его провожатый стали знакомиться с городом. Вставали в семь часов утра, наскоро завтракали, торопясь попасть в музеи, посмотреть на петербургские достопримечательности, а вечером их ожидал театр. Павел со своим спутником долгие часы проводил в Эрмитаже. Он был ошеломлен невероятным разнообразием памятников искусства различных времен и стран. Глядя на "Мадонну" Рафаэля, на "Мадонну с цветком" Мурильо, нельзя было оставаться спокойным. Восхищаясь, он задавал себе вопрос: "А что же в России в те времена делали наши русские художники и где собраны их произведения?". Третьяков решил, что будет собирать картины только русских художников, и стараться лично заказывать художникам картины или отбирать их в мастерских. П. М. Третьяков стал часто бывать в Петербурге. В 1856 году он посетил мастерскую Н. Г. Шильдера. У него он приобрел картину "Искушение". Сюжет незамысловат. Бедная девушка отказывается от браслета, протянутого старухой-сводней, которым молодой человек, стоящий за дверью, хочет купить ее любовь. Здесь же в комнате на убогой кровати - старая умирающая мать. Я так подробно остановилась на этой картине, потому что это первое приобретение положило начало будущей знаменитой галерее. Тогда ни сам Третьяков, ни художник Шильдер не знали, какая почетная судьба ожидает скромную картину, стоящую на мольберте.

      Весной 1860 года Третьяков совершил свою первую поездку за границу. Деловой стороной поездки было более близкое знакомство с постановкой льноткацкого дела на крупных фабриках Германии, Франции и Англии, знакомство с новейшей техникой. Он мечтал осмотреть также архитектурные памятники, изучить западноевропейские музеи. Хотя он был молодым, и умирать не собирался, но все-таки на всякий случай составил завещание. Оно было написано в Варшавской гостинице: "... желание мое искренне и непременно... Капитал же сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи... Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для... оставляющего мать, брата, сестру, вполне обеспеченных, для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".

      Павлу Михайловичу исполнилось 28 лет. Варшавское завещание родным не пришлось выполнять. Оно так и осталось в кассовом сундуке конторы. Третьяков сам исполнял задуманное всю свою жизнь.

(продолжение следует)

Т.Зинченко

Содержание номера