НА ПОРОГЕ НОВОГО ВЕКА

интервью с ректором Академии, д.т.н., профессором

Виктором Федоровичем Потапкиным

      Много работать и хорошо отдыхать, надеяться на лучшее и верить в себя. Все это - необходимые и достаточные условия нормальной полноценной жизни. Можно долго рассуждать и философствовать по поводу смысла этой самой жизни, способов достижения своего рая на земле. Но в любом случае наши усилия должны быть оценены, работа награждена и вера в себя - поддержана.

      А для этого существует старый как мир, простой и эффективный способ - в какой-то момент мы подводим итоги своей жизни, отмечаем наши заслуги, немного критикуем промахи и строим самые радужные планы на будущее. Давайте и мы теперь, на стыке двух тысячелетий, расслабимся, посмотрим на жизнь и позволим себе проанализировать наше настоящее положение и главное - наше светлое будущее. Мы - это вся наша Академия, все, кто в ней живет, кто связан с нею самым тесным образом. Пусть это будет именно семья. И тогда в первую очередь дадим слово главе нашей семьи - ректору ДГМА Потапкину В.Ф.

      - В течение года мы старались осветить достижения нашей Академии. Что, на Ваш взгляд, принес нам 20 век, и, в частности, - последнее десятилетие и уходящий год?

      Действительно, не каждому поколению суждено быть свидетелем смены веков и даже тысячелетий. Поэтому конец тысячелетия, приход нового века - это именно те события, которые заставляют оглянуться назад, подвести определенные итоги, с позиций дня сегодняшнего оценить все сделанное и, может быть, не сделанное или не доделанное и, что особенно важно - заглянуть в будущее, спланировать хотя бы в общих чертах наши дальнейшие действия, перспективы развития, движения к достижению поставленной цели.

      Если анализировать итоги нашей деятельности за последние годы, то я бы начал анализ с успешного прохождения в 1994 году тогда еще Краматорским индустриальным институтом, одним из первых среди вузов суверенной Украины, государственной аттестации и аккредитации. Это этапное событие, давшее определенный толчок дальнейшему движению вперед, развитию нашего вуза.

      Пройдя тогда государственную аттестацию, получив наиболее высокий IV уровень аккредитации и статус Академии, мы четко отдавали себе отчет, понимали, что это - не просто смена вывески, не просто смена названия в официальных документов, а это - совершенно новое состояние учебного заведения, и многое предстоит еще сделать, чтобы подтвердить и оправдать в дальнейшем полученный высокий статус и наивысший уровень аккредитации.

      И свидетельством правильности действий ректората и эффективности напряженной работы всего коллектива Академии по реализации задуманного явилось весьма успешное прохождение повторной аттестации вуза в целом и каждой специальности в отдельности в 1999 году. Академия не только с блеском преодолела и выдержала это сложное и ответственное испытание и повторно подтвердила статус вуза высшего уровня аккредитации, но, что особенно важно, нашла и прочно заняла свою нишу в образовательном пространстве Украины и за весьма короткое время превратилась в ведущий технический вуз, обеспечивающий высококвалифицированными, хорошо подготовленными молодыми специалистами предприятия, учреждения, организации и фирмы Юго-восточного региона Украины. За сравнительно короткий период в Академии существенно расширен спектр образовательных услуг, предоставляемых населению не только Краматорска, Донецкой области, но и Харьковской, Луганской, Днепропетровской и других областей. Наряду с существующими традиционными для нашего вуза специальностями машиностроительного профиля (кстати сказать, ни одну из которых, несмотря на весьма сложное время и вопреки некоторым рекомендациям, мы не закрыли), сохранив основной профиль вуза, открыт целый ряд новых, весьма популярных и престижных у молодежи специальностей экономико- финансового и управленческого профиля, среди которых такие специальности, как "Экономика предприятий", "Финансы", "Учет и аудит", "Экономическая кибернетика", "Менеджмент организаций". Получили новый толчок такие популярные и необходимые сегодня специальности, как "Автоматизация технологических процессов и производств" (АПП) и "Информационные технологии проектирования" (ИТП).

      В Академии предоставляется возможность получения наряду с основной специальностью углубленной подготовки по некоторым престижным специализациям ("Референт - переводчик" с углубленным знанием английского, немецкого или французского языка, "Дизайн и реклама", "Правоведение", "Психология управления", "Системы автоматизированного проектирования" (САПР) и другие), возможность параллельного (одновременного с основной специальностью) обучения и получения второго диплома государственного образца. Это не только расширение сферы услуг вуза. Это способствует повышению качества и уровня подготовки молодых специалистов - выпускников Академии, и создает дополнительные гарантии социальной защиты наших выпускников на рынке труда, выгодно отличает их от выпускников многих других государственных и негосударственных вузов.

      Расширению возможностей и спектра предоставляемых образовательных услуг способствовало и введение в состав академии в 1997 году в качестве структурных подразделений Дружковского машиностроительного техникыма и Краматорского машиностроительного колледжа. С созданием такого учебно-методического комплекса эти высшие учебные заведения I -II уровней аккредитации получили Академии достаточно прочную и весьма надежную опору, новые возможности дальнейшего развития и совершенствования по всем направлениям деятельности.

      Существенным достижением в работе академии можно считать достаточно динамичное развитие в последние годы заочного образования. Сегодня на вновь образованном два года назад факультете заочного и последипломного образования академии по очно - заочной форме обучается более 3500 студентов. Причем, откликаясь на потребности предприятий региона, учитывая обращения руководителей городов, предприятий и учреждений, мы стараемся максимально приблизить наши образовательные услуги к месту жительства студентов. Так, сегодня наряду с Краматорском открыты и успешно функционируют десять консультационных пунктов Академии в восьми городах региона: Торезе, Шахтерске, Харцизске, Артемовске, Константиновке, Дружковке, Славянске, Изюме, на которых обучается более 1500 студентов - заочников.

      Уходящий год был не простым, но проводить мы его можем с чувством выполненного долга. Сейчас уже можно говорить, что основные наши планы в уходящем году выполнены, и по ряду позиций - с превышением. Академия находиться в состоянии динамического развития, и уходящий год - не исключение.

      В 2000 году мы обеспечили существенный скачок в приеме абитуриентов, в развитии парка ЭВМ, компьютерной сети Академии, возможностей доступа в Интренет.

      Аккредитованы по 4 уровню специальность ИТП, получена лицензия на открытие новой специальности "Электро-механические системы автоматизациии электропривод". Реорганизован УНПК "Специалист". Он представляет собой уникальное объединение на базе Академии: 47 учебных заведений, предприятий, научных и др. организаций, которые поставили своей целью дальнейшее развитие и углубление сотрудничества для решения общих задач и создание благоприятных условий, в первую очередь - для машиностроительного кадрового и научного обеспечения, укрепления конкурентоспособности учебно-воспитательных заведений комплекса на рынке предоставления образовательных услуг, эффективного использования имеющегося кадрового потенциала и материально-технической базы.

      - В последнее время все острее встает вопрос о корпоративной культуре Академии, ее престиже. К сожалению, в нашей жизни неизбежны проявления недоброкачественного отношения к образовательному процессу, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Как, на Ваш взгляд, можно было бы избежать либо свести к минимуму такие ситуации?

      Мы стараемся поставить дело так, организовать учебный процесс таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворить достаточно требовательные и высокие запросы студентов и одновременно обеспечить высокий уровень подготовки специалистов и удовлетворить весьма высокие требования к качеству подготовки, которые выдвигает сегодня рынок рабочей силы. Пока нам это удается. И этому способствует, в первую очередь, то, что ведение учебного процесса мы стараемся обеспечить высококвалифицированными опытными преподавателями Академии (хотя и не всегда это удается). Мы достаточно серьезно и требовательно относимся и к методическому обеспечению учебного процесса, к обеспечению учебной литературой, оснащению консультационных пунктов мебелью, современными компьютерами и т.д.

      За последние годы в Академии выработана и сложилась достаточно стройная система профориентационной работы и довузовской подготовки будущих абитуриентов. Благодаря такой отлаженной системе профориентации, с учетом достаточно высокого престижа Академии у населения региона, нам последние годы удается обеспечивать сравнительно высокий конкурс абитуриентов при поступлении на 1 курс Академии, а это обеспечивает возможность комплектования студенческих групп неплохо подготовленными выпускниками общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов и колледжей. Конкурс абитуриентов при поступлении в академию в последние годы является одним из самых высоких не только среди вузов Донецкого региона, но и среди родственных технических вузов Украины. То, что Академия не влачит жалкое существование, не просто выживает в этих сложных экономических условиях, а является динамично развивающимся вузом, свидетельствует тот факт, что контингент студентов комплекса ДГМА-ДТ-КМ достиг почти 10 тысяч (только в Академии - более 8 тысяч студентов) и из года в год постоянно увеличивался.

      Систематизированы и провозглашены главные принципы КК Академии. Ее укрепление и развитие будет способствовать успешному воплощению стратегических планов и решение наших основных задач. КК должна стать внутренним содержанием каждого работника, служить обеспечению сознательной поддержки основных программ деятельности Академии, ее стратегии, признанных идеалов, и на этой основе - решению задач по улучшению качества подготовки специалистов, повышению уровня их профкомпетентности, приобщению к высоким общечеловеческим ценностям. Наконец, повышению престижа Академии.

      - Это - прошлое. А какие же результаты перечисленных достижений мы имеем на данный момент, что можно сказать о настоящем Академии?

      Несмотря на падение в обществе престижа образования и, особенно, высшего технического образования, нам удалось удержать на высоком уровне качество подготовки молодых специалистов. Мы отдаем себе отчет, что в условиях экономического кризиса, когда отсутствуют научно-обоснованные потребности в специалистах определенных специальностей, будут пользоваться спросом и будут отмечены рабочими местами только способные быстро адаптироваться в стремительно меняющихся условиях рыночной экономики, имеющие хорошую как теоретическую, так и практическую подготовку специалисты.

      Учитывая это, мы не снизили, или же если и снизили, то, не переходя допустимый уровень, план требований к качеству подготовки специалистов. Благодаря этому наши выпускники имеют неплохую теоретическую и фундаментальную подготовку. Несмотря на большие трудности и сложности, мы в Академии сохранили все виды производственных практик, пересмотрев общую концепцию их проведения, что в совокупности с обеспечением тесных связей с промышленными предприятиями и, в первую очередь, с ЗАО "НКМЗ", обеспечивает хорошую практическую подготовку наших выпускников. В результате наши молодые специалисты пользуются достаточно высоким и стабильным спросом, свидетельством чего является высокий процент трудоустройства выпускников ДГМА по специальности, полученной в вузе. Процент трудоустройства наших выпускников - один из самых высоких из вузов Украины. Этому способствует наряду с прочими факторами и эффективная работа кафедр по поиску рабочих мест. Не последнюю роль в деле трудоустройства играет и тот факт, что многие наши выпускники выходят из стен Академии сразу с двумя дипломами, а это создает им определенные преимущества при трудоустройстве.

      Сегодня парк современных персональных компьютеров Академии насчитывает более 700 единиц, причем наиболее "слабые" ПЭВМ, задействованные в учебном процессе - это компьютеры типа Р133 и Р166. Основную массу парка компьютеров составляют ПЭВМ типа Celeron, Duron, РШ и другие. Кроме централизованных классов информационно-вычислительного центра (таких классов на ИВЦ - 12 шт), "свои" классы, оснащенные самыми современными компьютерами, имеют все выпускающие кафедры, ряд общеобразовательных и общетехнических кафедр. Сегодня в Академии не осталось ни одной кафедры, ни одной службы или подразделения, где не были бы установлены персональные компьютеры, оборудованные всеми необходимыми периферийными устройствами и приспособлениями. Мы имеем более 150 единиц периферийного оборудования. И я с полной ответственностью могу заявить, что по техническому оснащению учебного процесса с ДГМА могут сравниться немногие вузы Украины.

      Одной из особенностей нашей академии, на наш взгляд является бережное отношение к каждому студенту. Мы разработали достаточно срочную систему индивидуальной работы, организовав индивидуальные занятия и консультации, и дополнительные занятия, в том числе по субботам, для слабо подготовленных или неуспевающих студентов. Убежден, что благодаря этой системе каждый студент даже со слабой базовой школьной подготовкой, который пришел учиться, и старается, прилежно посещая как основные, так и дополнительные занятия, сможет учиться, успешно преодолевая зачетно-экзаменационные сессии и переходя с курса на курс. В Академии разработана и реализуется программа работы со способными и одаренными студентами. Вовлекая их и приобщая, начиная с младших курсов, мы обеспечиваем подготовку инженерной элиты общества, в том числе и для воспроизводства преподавательских кадров и научных работников.

      Есть положительные результаты и в воспитательной работе Академии. Только перечень культурно-массовых и спортивных мероприятий занял бы целую страницу. Причем, многие из проводимых мероприятий закладывают определенные традиции в Академии. А какой интерес у студентов вызывают вечера-дебюты, дни факультетов, день Академии и целый ряд других мероприятий!

      В студенческой среде много вопросов возникает по поводу наполнености библиотеки в Академии. Каково же положение вещей на самом деле?

      В последнее время в Академии работает направление на разработку и тиражирование основательных, фундаментальных методических пособий и указаний, включая конспекты лекционных курсов, краткие (базовые) конспекты лекций, глоссарии и др., в том числе издаваемые с грифом Министерства образования и науки Украины. При этом особое внимание уделяется методическому обеспечению учебного процесса на заочном отделении, и, в первую очередь, обеспечение учебно-методической литературой консультационных пунктов Академии в других городах региона. Сейчас библиотечный фонд академии составляет 466768 экз., в том числе фонд методических указаний - почти 110000 экз. Так, только в 2000 г. в библиотеку поступило книг и учебников 1168 названий, методических указаний и пособий почти 24000 экз. более 300 наименований. Таким образом, в Академии и в плане обеспечения учебной литературой делается и сделано очень много.

      - Сейчас развиваются связи между вузами, включая зарубежные. Существует ли возможность стажировки для лучших студентов, преподавателей Академии за границей, в технически развитых странах?

      С удовлетворением хотелось бы отметить, что усилия ректората, направленные на поддержку научных коллективов в особо трудные годы (1992-1995), оказались не напрасными. Подъем экономики, возрождение промышленных предприятий, начавшиеся в стране, привели к востребованности прогрессивных технологий и оборудования, разработанных учеными академии в разное время. К нам пошли запросы и предложения от предприятий о сотрудничестве по разработке и внедрению энерго- и металлосберегающих проектов. В несколько раз по сравнению с 1995 годом возросли объемы выполняемых НИР, и что самое важное - поступления средств по хозяйственным договорам. Но этого конечно же недостаточно. Нужно искать новые формы сотрудничества с предприятиями, шире пропагандировать наши разработки.

      Радуют успехи в фундаментальной науке. Разработки ученых Академии на равных среди крупнейших научных центров конкурируют на мировой арене. В конкурсах, проводимых различными международными фондами (TASIS, NATO и др.) рейтинг наших исследований очень высокий. И это позволяет иметь финансовую поддержку - гранты.

      Ведущие научные центры западных стран приглашают наших ученых на работу, стажировку, симпозиумы и др, проявляют интерес к разработкам.

      Так профессор Лаптев А.М. работал в США и Франции, в настоящее время - в исследовательском центре "Юлих" (Германия). Доктор физико-математических наук Тулупенко В.Н. работает в исследовательском центре в Тайване. Химическими соединениями, разработанными коллективом под руководством профессора Авдеенко А.П., заинтересовались научные центры США и Бельгии. Эти соединения проявляют противораковую, противотуберкулезную и противоСПИДовую активность. И таких примеров можно было бы привести множество.

      В последние годы наметился значительный рост количества публикаций в зарубежных научных изданиях и научных изданиях, включенных в перечень ВАК, выросло число заявок на патенты, причем многие из них подготовлены с участием студентов. Расширяются творческие связи с вузами Украины и зарубежья, институтами национальной академии наук, зарубежными центрами.

      - Какую роль Вы отводите газете "Академия" в жизни вуза, и чтобы Вы пожелали ее редакции в новом тысячелетии?

      17 декабря газете "Академии" исполнился год. "Ребенок" не погодам говорлив и стал на ножки. Я желаю газете крепко стоять на ногах, достичь цели, которая перед ней стоит, стать ожидаемым, востребуемым печатным изданием в среде Академии и за ее рубежами. А коллективу редакции - удовлетворение от собственной работы и новых творческих успехов.

      - И, наконец, самое главное: Ваши планы на будущее, пожелания и надежды.

      Сегодня мы с уверенностью можем заявить, что ДГМА является одним из ведущих технических вузов Украины, крупным научн0-техническим и культурным центром Донбасса. Мы с уверенностью смотрим в будущее. В ближайшие годы я вижу Академию современным, исключительным по своим конкурентоспособным возможностям, с безупречной репутацией вузом. Который будет ориентирован на удовлетворение самых высоких и разнообразных требований предприятий, организаций и населения Донбасса и Украины по оказанию образовательных услуг и услуг научно-технического характера, эффективно использующим особенности нашего региона с его уникальными предприятиями.

      Это очень важный вопрос, и я готов обсудить его с вами отдельно во время очередной нашей встречи.

      А пожелания к новому году, первому году нового тысячелетия будут следующими: спокойствия и терпения, душевного комфорта, доброжелательности, настойчивости в достижении поставленных целей, партнерства и взаимопонимания, доброго отношения к своему делу. Работа на престиж Академии, ее развитие! Здоровья и благополучия, счастья и Любви! Как сказал великий поэт Омар Хайям:
Чье сердце не горит
Любовью страстной к милой, -
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведенные без радости любви
Считаю тяготой не нужной и постылой.

      Отзвучали последние тосты, уходят минуты первого тысячелетия, новая жизнь заглядывает к нам через замерзшее окно. Теперь остается только ждать его - красивого, теплого и уютного - чуда нового года. Прислушайтесь к его шагам, к своему сердцу и сердцу того, кто рядом с вами. Тысяча лет проходит у ваших дверей. А у вас есть еще целая тысяча лет и - чьи-то любимые глаза. Слушайте снег, слушайте друг друга...

Интервью А. Остафийчук

Содержание номера