АКАДЕМИЯ: ИТОГИ ПРОШЛОГО, НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ-2

      Прошедший 1999-2000 учебный год был первым годом после успешного прохождения Академией аккредитации. Поэтому появилась возможность заняться планомерной работой и воплощением в жизнь намеченного.

      Если проанализировать работу кафедр, факультетов, машиностроительного колледжа и Дружковского техникума в прошедшем учебном году, то можно констатировать, что коллектив учебного комплекса ДГМА успешно справился с поставленными задачами, а по отдельным направлениям деятельности достигнуты определенные успехи, сделаны соответствующие шаги вперед в направлении повышении престижа, гарантированной устойчивости и непотопляемости нашего учебного заведения, в том числе и в финансовом плане.

      Ряд отдельных кафедр Академии вынуждены были продолжить работу по аккредитации специальностей. Хотел бы отметить достаточно эффективную работу преподавателей и сотрудников кафедры компьютерных информационных технологий, и в первую очередь - заведующего кафедрой Александра Федоровича Тарасова. Ими завершена основная работа и подготовлена соответствующая документация об аккредитации по IV уровню специальности "Информационные технологии проектирования". В сентябре-октябре нового учебного года предстоит утверждение ее результатов и на заседании Государственной аттестационной комиссии.

      Кафедрой электротехники и электрооборудования завершена подготовительная работа и представлена вся необходимая документация к открытию новой специальности "Электромеханические системы автоматизации и электропривод" направления подготовки "Электротехника". Здесь тоже остался последний этап - провести через фаховую раду и ВАК, и эта работа должна быть полностью завершена в осеннем семестре нового учебного года. Хочу отметить усилие и работу нового заведующего кафедрой электротехники и электрооборудования Валерия Олеговича Квашнина. Однако работа по открытию новой специальности с получением лицензии далеко не заканчивается. Для качественной подготовки специалистов по новой специальности предстоит существенно расширить материальную базу кафедры и методическое обеспечение читаемых дисциплин.

      В прошедшем учебном году продолжена реорганизация структуры Академии. Новые подходы в подготовке студентов по специальностям: "Учет и аудит", "Менеджмент организаций" и "Экономическая кибернетика" вызвала необходимость открытия новых кафедр.

      Плодотворно работал коллектив машиностроительного колледжа Академии по дальнейшему расширению перечня образовательных услуг и открытию новых специальностей. Ими получены лицензии и с 1 сентября 2000 года начинается подготовка младших специалистов по двум новым престижным специальностям: "Программирование для электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем" на направлении "Компьютерные науки" и "Обслуживание компьютерных и интеллектуальных систем и сетей" на направлении "Компьютерная инженерия". Ввод этих специальностей позволяет не только повысить престиж колледжа, но и открывает широкие возможности студентам продолжить обучения в Академии по ускоренной программе. Таким образом, после открытия этих специальностей, колледж ведет подготовку молодых специалистов уже по десяти специальностям.

      В прошедшем учебном году впервые осуществлен выпуск бакалавров по специальностям: "Учет и аудит", "Экономическая кибернетика", "Менеджмент организаций" и первый выпуск специалистов по специальности "Финансы". Мы впервые выпустили специалистов и магистров на всех технических специальностях по новым программам, предусматривающим многоступенчатую систему образования. При этом наряду с положительным опытом выявились и определенные проблемы и недоработки и, в первую очередь, с подготовкой магистров и содержанием магистерских квалификационных работ. Это потребовало дальнейшей корректировки учебных планов подготовки, как специалистов, так и магистров. Эта работа, по всей видимости, еще далека до своего завершения и будет продолжена в новом учебном году.

      Значительные усилия ректората были направлены на существенное укрепление материально-технической базы Академии. В первую очередь, это компьютеризация учебного процесса, научной и управленческой деятельности, оснащение учебного процесса современными техническими средствами обучения, оснащению лабораторий современным оборудованием. Произошли существенные положительные сдвиги в использовании персональных компьютеров и информационных технологий в учебном процессе. Сейчас на всех кафедрах имеются современные компьютеры, а все выпускающие кафедры имеют даже свои классы. Сегодня в Академии парк ПЭВМ составляет 651 единицу. По техническому оснащению мало вузов Украины могут сравниться с нашей Академией. Теперь стоит задача наиболее эффективного использования этой дорогостоящей техники.

      Несмотря на недостаточное финансирование, в Академии практически не проводились сокращения штатов, и поэтому сохранился достаточно работоспособный коллектив преподавателей и сотрудников. Более того, имеется тенденция к расширению штатов. Мы начинаем новый учебный год с общей численности работающих в Академии 713 человек. Численность преподавателей - 325 человек, в том числе - 170 человек (52,5%) имеют ученые степени и звания (из них 154 кандидата наук и 16 человек - докторов наук, профессоров). В то же время в результате увеличения общей численности преподавателей на 28 человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного года несколько снизился процент преподавателей со степенями и званиями (в 1999 году - этот показатель находился на уровне 56,6%). Но радует то, что на большинстве кафедр наметилась устойчивая тенденция по омоложению кадров. Сегодня средний возраст преподавателей Академии составляет 40 лет, против 49 лет по состоянию на 1 сентября 1999 года.

      Машиностроительный колледж начинает учебный год с численностью преподавателей - 51 человек. Планируется принять на работу 17 человек, в том числе молодых специалистов - 7 человек, из них 4 человека - выпускники Академии.

      Численность преподавателей в Дружковском техникуме - 47 человек. Планируется принять 4 человека, из которых 2 человека - выпускники Академии.

      Несмотря на некоторые наметившиеся положительные тенденции по комплектованию преподавательского состава, в кадровом вопросе существует ряд нерешенных проблем. Так, показатель преподавателей, имеющих степени и звания, стал ниже уровня требований Министерства образования для вуза IV уровня аккредитации. В прошедшем учебном году защищено всего 3 кандидатские и 1 докторская диссертации, полностью отсутствовали защиты в нашем спецсовете.

      На отдельных кафедрах остается достаточно высокий средний возраст преподавателей. Достаточно остро стоит проблема комплектации кафедр экономического направления. Срываются сроки защиты диссертаций некоторыми преподавателями, ранее окончившими аспирантуру. Одной из причин этого является слабый контроль и недостаточная требовательность со стороны деканов и заведующих кафедрами, отсутствие ответственности за эффективность работы аспирантов, научных руководителей. Думаю, что в новом учебном году вопрос подготовки кадров должен быть основным при аттестации ведущих доцентов и профессоров, при оценке работы деканов и заведующих кафедрами.

      Сегодня, в условиях жесткой конкуренции на образовательном рынке государственных и частных вузов, стратегической задачей выживания и развития любого учебного заведения, в том числе и нашей Академии, является борьба за абитуриента и работа по комплектованию контингента студентов.

      В Академии создана и хорошо отлажена система профориентационной работы. Благодаря опережающим шагам ректората мы в последние годы выигрываем у своих конкурентов, как у частных вузов, так и у государственных, что позволяет нам набрать сравнительно качественный контингент первокурсников. В прошедшем учебном году профориентационной работой (которая началась буквально с первых чисел сентября 1999 года) было охвачено большинство крупных населенных пунктов Донецкой, Луганской и Харьковской областей. Были организованы и успешно работали подготовительные курсы при Академии, в общеобразовательных школах N.10, N.16, N.32, N.35 г.Краматорска и еще в 23 населенных пунктах региона. На подготовительных курсах прошли подготовку 1730 абитуриентов, что на 230 человек больше по сравнению с прошлым годом. В этом большая заслуга кафедр и результат эффективной работы малого факультета, малой академии наук и воскресного лектория.

      Совместная профориентационная работы с методобъединениями Городского отдела образования дала свои весомые результаты. Так, были проведены олимпиады ДГМА по математике, физике, информатике для выпускников общеобразовательных школ. Победители и призеры получали право внеконкурсного зачисления в Академию.

      Высокий конкурс абитуриентов в этом году позволил неплохо укомплектовать студенческие группы. Причем не только плановые места в рамках лицензионного поля по всем специальностям, но и дополнительно, на условиях самофинансирования. На заочный факультет в 2000 году зачислено 1494 человек, из них на I курс - 674 человек, на II-III курсы - 820 человек. В этом году открыт второй консультационный пункт в г.Харцызске на базе трубного завода. Начат прием на заочное отделение в г.Славянске на базе авиационного колледжа. Хотел бы подчеркнуть то, что в этом году существенно возрос прием на технические специальности заочного факультета. Сравнительно неплохо проведен набор студентов в машиностроительный колледж. Несколько хуже обстоят дела с набором в Дружковском техникуме.

      На сегодняшний день контингент студентов на дневном отделении Академии составляет 425 человек, на заочном отделении 3550 человек, а общая численность студентов составляет 7800 человек. Показатели успеваемости и качества учебы по результатам зачетных и экзаменационных сессий остаются на уровне прошлого года. Несколько слов о практической подготовке специалистов и организации производственных практик. В прошедшем учебном году мы продолжили поиск путей и совершенствование производственных практик и повышения их эффективности. Кафедры по своему усмотрению опробовали различные варианты прохождения преддипломной конструкторской, технологической и ознакомительной практик. И, хотя нет существенных замечаний и недостатков, но все же их эффективность остается недостаточно высокой. Нам не удалось снизить нагрузку на местные базы, и, в первую очередь, на ЗАО НКМЗ. Ряд предприятий поднимают вопрос о компенсации Академией затрат, включая и оплату руководителям от предприятий. Академия идет на это. Но эти проблемы в значительной степени были бы сняты, если бы еще не младших курсах студенты имели трехсторонние договоры на целевую подготовку.

      В прошлом учебном году в Академии продолжена работа по улучшению методического обеспечения учебных дисциплин. За учебный год подготовлено 242 методических указания.

      И последний вопрос, на котором я хотел бы остановиться - это воспитательная работа. В прошлом учебном году проведено достаточно много воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Причем некоторые из них проводились впервые в Академии. Я хотел бы отметить большую работу, которую ведет совет по воспитательной работе и поблагодарить, в первую очередь, его председателя - доцента Кудерскую Тамару Владимировну. Хотел бы выразить благодарность старшим кураторам, а также многим кураторам студенческих групп. Не все мероприятия еще удаются, и поэтому над повышением их эффективности следует работать в новом учебном году. Хотелось бы видеть на них не только студентов, да еще, может, отдельных кураторов, но и других преподавателей и сотрудников кафедр и служб. Предстоит активизировать студенческое самоуправление. Эти и другие вопросы требуют своего решения.

      Мне хотелось бы пожелать всем нам успехов в реализации задуманного и выразить надежду, что возникающие проблемы успешно разрешим, а основные наши задачи выполним при слаженной и четкой работе всего коллектива.

А.Фесенко - проректор по учебной работе

Содержание номера