ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип На досуге
Живое слово

"Посетила Краба Муза - Крабу встретилась Медуза..."

Женская красота глазами мужчин

Встретить своего любимого, единственного...

"Что? Где? Когда?"

Однажды на съемках фильма исполнитель заглавной роли укусил актера...


Официально
На ученом совете

На декабрьском заседании был рассмотрен ряд вопросов...



Встреча актива с ректоратом

"Считайте, что этот вопрос уже решен..."



"Не рвутся магнитные связи друзей..."

Мы вынуждены с прискорбием сообщить, что на 81-м году жизни...



Осторожно! Афера!

В наше время в любой сфере деятельности имеет место желание...



Изобретатель с большой буквы

Этот человек в Академии весьма уважаем. Без сомнения, заслуженно. И во многом – благодаря его плодотворной работе на благо Академии. В этом году исполняется 35 лет с тех пор, как Лев Леонидович Роганов работает в нашем вузе.

Уважение Лев Леонидович снискал во многом как преподаватель и наставник. Прекрасный наставник для студентов, обучавшихся у него за время его работы доцентом, заведующим кафедрой «Детали машин», кафедрой «Машины и технология обработки металлов давлением». Мне самому в свое время довелось слушать студентом его лекции по курсу «Основы конструирования механизмов и машин». Даже сейчас мне помнится его четкое и понятное изложение непростого материала, яркие примеры, приводимые им из своей работы на предприятии.

Достаточно весом также вклад Льва Леонидовича в научную жизнь Академии. Он является основателем и руководителем научной школы по исследованию новых быстродействующих технологий и машин статико-динамического действия. Под его руководством и при непосредственном участии созданы уникальные машины и технологии, не имеющие в мире аналогов и закрепляющие приоритет Украины в области быстродействующих технологий и машин статико-динамического действия.

О своем творчестве изобретателя, видении современного состояния науки и изобретательской деятельности в стране и вузе Лев Леонидович рассказал газете «Академия».

– Почему вы в далеком уже 1973 году предпочли преподавательскую деятельность работе на предприятии?

После защиты кандидатской диссертации, пытаясь внедрить свои изобретения, я обошел заводское начальство, вплоть до директора и главного инженера. Однако поддержки не получил. В лучшем случае слышал ответ: «Не будем мешать». Именно такая ситуация с внедрением и стала основной причиной моего ухода. Аналогичное положение в отношении новшеств сохранилась на производстве и по сей день.

– Расскажите о направлениях своей изобретательской деятельности.

Мои изобретения связаны, в основном, с созданием различных машин и технологических процессов. Причем, не только связанных с обработкой металлов давлением, но и других, самого разнообразного назначения. Например, разрабатывал мельницы для размола руды и угля, установки для полива, фонтан со струями, играющими в тон музыки, устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания, устройства, участвующие в запуске ракет, машины для пожаротушения, машины для строительства, деревообработки и т.п. Но основным направлением все же считаю расширение использования для процессов ОМД гидроупругого и клиношарнирного механизмов, автором которых являюсь.

– Какое из своих изобретений вы считаете наиболее значимым?

Больше всего мне дорого мое первое, полученное еще в 1968 году авторское свидетельство «Импульсный цилиндр». Именно его считаю значимым в становлении своей деятельности изобретателя, а также истоком для многих последующих разработок. Потом уже пришла увлеченность изобретательством, ставшая своего рода хобби: очень интересным, приятным, выделяющим тебя среди других.

– Каковы дальнейшие ваши планы как изобретателя? Есть ли задумки, которые вам хотелось бы реализовать?

Из наиболее интересных мыслей и наработок, которые хотелось бы воплотить в изобретения, могу назвать, например, устройство для безаккумуляторного запуска двигателей внутреннего сгорания. Это особо необходимо в условиях, когда невозможно зарядить аккумулятор. Наш гидроупругий привод с помощью насоса позволяет создать вращательный момент, обеспечивающий вращение вала со скоростью его запуска.

Хотелось бы также внедрить конструкцию гравитационного пресса, позволяющую достичь максимальные на сегодня для прессов усилия 1000 МН и выше. Такой пресс мог бы эффективно использоваться при изготовлении крупных деталей.

Есть задумки также по внедрению электропереключателей высокого напряжения. Их функция – в экстренном отключении питания для предотвращения лавинообразного выхода из строя подстанций в случае аварийной ситуации. Сейчас для этого используются весьма дорогостоящие переключатели, выпускаемые швейцарскими фирмами. Наша разработка будет значительно дешевле и работать будет на ином принципе – за счет использования для выключения электричества энергии сжатой жидкости.

– Есть ли у вас мысли по поводу того, как можно было бы активизировать изобретательскую деятельность, в частности, у нас в Академии?

Считаю, что для активизации изобретательства нужно, прежде всего, максимально увлечь студентов этой деятельностью. Например, у нас на кафедре брошен клич: «Каждый студент МТО – изобретатель». Мы учим студентов, как оформлять заявки, пытаемся заинтересовать их участвовать в разработках. К сожалению, не все идет так гладко, как хотелось бы. В том числе, недостаточен отклик и со стороны студентов. Но если активно работать в этом направлении, результаты получить вполне реально.

– Какие, на ваш взгляд, действия предпринимает государство для активизации изобретательства?

Сама жизнь требует усиливать эту работу. Все, что связано с вложениями в технику, так или иначе, касается внедрения изобретений – инноваций. Инновационная деятельность становится сейчас одним из важнейших видов деятельности. Это понимают как на предприятиях, в организациях, так и в правительстве. К примеру, в вузах введена дисциплина «Интеллектуальная собственность», которая как раз связана с проблемами создания авторских интеллектуальных разработок. Она читается и у нас. То есть поддержка со стороны государства, администрации в целом чувствуется. Остальное зависит от энтузиазма и нелегкой кропотливой работы. Много в этом направлении делается в нашей патентной группе, в частности, Кривунь Валентиной Степановной. Однако чтобы сделать ее работу эффективней, следовало бы освободить ее от других видов работы (например, информационной), которыми они занимаются.

– Как вы относитесь к идее создаваемых в России федеральных университетов и стремления за счет их организации «вернуть науку в вузы»?

Думаю, это очень верно. По своему немалому опыту считаю, что главным видом деятельности в вузе является научная деятельность, и, развивая науку, можно вытянуть все остальные виды деятельности. Это начинают понимать и в министерстве. И при оценке работы вуза я бы проверял один ее аспект – состояние научной работы. А все остальное при этом не может быть плохо.

Интервью Алексея Кабацкого

События
МФ посвящается

В этот день одному из самых успешных факультов нашей Академии исполнилось...



Ставка на образование

В преддверии Нового года в холле второго корпуса ДГМА...



Dura lex, sed lex!

Недавно прошла встреча наших студентов с представителями судебных...



Высшее образование: какое оно сегодня?

Недавно в ОШ 3 состоялся "Круглый стол"...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск