ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
Очи черные, очи жгучие...

Представляем вам красавиц Академии...


Вопросы & Ответы

Следующим на вопросы отвечал первый проректор А.Н. Фесенко...



События
Новости

21 февраля в гостиной ДГМА прошла пресс-конференция...



На лезвии резца

По инициативе кафедры МСИ был проведен семинар шведской фирмы "Seco"...



С днем рождения, ЭГФ!

20 февраля свой 13-й день рождения отметил экономико-гуманитарный факультет...



Министр образования и науки Иван Вакарчук: "Я не буду Робеспьером. Мое "оружие" - убеждение и контроль"

"Как писало "Зеркало недели", многим украинским вузам пора вывешивать объявление: "Продаются дипломы. Дорого". Может, Вакарчук хоть что-нибудь изменит". Это - глас сознательного студенчества, надеющегося, что с приходом на пост министра образования и науки человека, которого никто не может упрекнуть в непорядочности и каких-либо коррупционных действиях, в системе украинского образования начнутся изменения к лучшему.

На министра Вакарчука возлагают большие надежды не только в связи с "доведением до завершения вопроса независимого внешнего оценивания", но и с системным реформированием сферы образования и науки. За период его ректорства в ЛНУ наработан солидный опыт образовательных реформ. Удастся ли спроецировать его на всю страну? Этот вопрос интересует сегодня многих. Как и то, какой отныне будет образовательная политика МОН, какие запланированы приоритеты в украинском образовании. Обо всем этом - в интервью с министром образования и науки Иваном ВАКАРЧУКОМ.

- В последнее время темой номер один в украинском образовании стало внешнее независимое оценивание (ВНО), которое в этом году впервые внедряется в масштабах всей страны. Оправдает ли оно чаяния, которые возлагают на него как выпускники школ и их родители, так и прогрессивные педагоги? Вы, конечно, хорошо понимаете, какие трудности и скрытые риски существуют на пути внедрения ВНО.

- Следует отметить, что внедрению независимого тестирования всех выпускников, желающих поступать в вузы, предшествовали несколько лет подготовки. В прошлом году в тестировании приняли участие 117 тыс. учеников, хотя оно было добровольным. Некоторые вузы, а именно Львовский национальный университет им. И.Франко и, кажется, Харьковский национальный экономический университет, зачисляли абитуриентов сугубо по результатам тестов. В этом году все вузы будут принимать поступающих только по конкурсу сертификатов. За исключением, конечно, творческих специальностей. Обязательно для всех абитуриентов тестирование по украинскому языку и литературе, далее - из десяти тестовых предметов вуз выбирает профильные для поступления на ту или иную специальность. Подготовлена соответствующая нормативная база, есть указ президента, решение Кабинета министров, соответствующие приказы министра образования и науки. Другие вступительные экзамены в вузах, независимо от их формы собственности и подчинения, проводиться не должны. Только те учебные заведения, в которых ведется подготовка по направлениям, связанным с изучением иностранных языков, могут организовывать собственные вступительные экзамены по иностранному языку. Соответствующие тесты в Украинском центре независимого внешнего оценивания есть, но они еще требуют доработки. Также особые условия вступительных экзаменов предусмотрены для незрячих и других детей с особыми потребностями.

- Очевидно, инцидент, произошедший недавно в Крыму, стал для вас в какой-то степени неожиданностью. Участники акции протеста в Симферополе утверждали, что учеников школ с русским языком преподавания обязывают решать тесты на украинском, называя это едва ли не принудительной украинизацией. Несмотря на то, что акция имела явно политический подтекст, была попыткой в очередной раз подогреть страсти вокруг "языкового вопроса", - она все же помогла обнаружить некоторые недоработки в подготовке к внедрению тестирования во всеукраинском масштабе. Так ли это?

- Понятно, что акцию кто-то готовил, "накручивал" людей.

Согласно Порядку проведения тестирования, утвержденному приказом министра образования и науки Украины от 24 января с.г. №33, тесты для внешнего независимого оценивания по каждому предмету составляются на государственном языке. Но для учащихся, получивших общее среднее образование на языках национальных меньшинств, по их желанию в переходный период (2008-2009 гг.) тесты переводятся на соответствующий язык (за исключением теста по украинскому языку и литературе).

Проблема на самом деле не в качестве процедур и заданий ВНО, а в том, что упомянутая категория школьников плохо владеет государственным языком. Изучение украинского языка в школах с обучением на языках национальных меньшинств нередко является имитацией. Могу назвать причины этого: ненадлежащий уровень подготовки педагогов, недостаточно качественные учебники, просто нежелание качественно организовать учебный процесс. У детей нет мотивации к изучению государственного языка. Сейчас такая мотивация появилась - нужно проходить тестирование. Да, право учиться на том языке, на котором говорят в твоей семье, языке твоего народа - это святое. Но взрослый человек, который вступает в общественную жизнь, должен владеть также государственным языком. Если же уровень владения им недостаточен, на что тогда ушли средства, выделенные на обучение детей государственному языку? Куда смотрели взрослые - учителя, которые вели этих детей все годы обучения, родители, которые должны были бы советовать чадам изучать государственный язык? Почему они не хотят брать на себя ответственность? Ведь Конституция, которой утверждается один государственный язык - украинский, была принята и действовала, когда эти дети еще только пошли в школу. Я не снимаю вины и с министерства, недоглядели и контролирующие органы. Чтобы мотивировать детей, нужно предпринимать конкретные шаги, создавать условия, а не декларативно заявлять всему миру, что мы все изучаем государственный язык. Я бывал в Закарпатье, где действуют школы с венгерским, румынским языками обучения. Там также проблемы с учебниками. Тогда возникает вопрос: почему же эти учебники не издаются? Беда Украины в том, что ею на разных уровнях руководили люди, которым она не нужна. Иначе они создали бы все условия для обучения и интеграции в общество маленьких граждан, в том числе и русских, румын, венгров, поляков, крымских татар, молдаван…

- Не считаете ли вы, что перечень предметов, вынесенных на ВНО, великоват и его следует пересмотреть? Зачем тестировать практически по всем предметам, если даже богатые страны проводят независимое оценивание по нескольким основным дисциплинам?

- Этот перечень был утвержден еще в прошлом году. И когда я стал министром, это уже было, так сказать, на марше, дети на подготовительных курсах штудировали эти предметы, заплатили за обучение деньги... Поэтому вносить изменения было бы неправильно. Другой вопрос - как быть в следующем году. Я согласен, что предметов многовато. Не хочу сейчас говорить о том, какие более важны, а какие - менее. Должны поступить предложения от общественности, и после их обсуждения можно будет принимать решение относительно перечня дисциплин для ВНО.

- Готовы ли к другим рискам внедрения ВНО, в частности к сопротивлению со стороны ректорского корпуса? (По некоторым данным, в отдельных вузах "квота ректора" на проходные места достигает 60-80%.)

- У меня были встречи с ректорами Киевского региона, педагогами Закарпатья. Около сотни ректоров, с которыми я общался, относятся к внешнему тестированию положительно. Мы должны показать миру, что Украина готова и к таким шагам, общепринятым в странах Западной Европы и Северной Америки. Сопротивления со стороны ректоров я не ощутил. Я благодарен им за понимание. Конечно, есть множество вопросов, касающихся чисто рабочих, организационных моментов, которые еще требуют доработки.

- Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу одиозного пункта 15 Условий приема в высшие учебные заведения Украины в 2008 году. Многие педагоги небезосновательно усматривают в "особых условиях" участия в конкурсе лазейку для тех, кого "нужно устроить". Не считаете ли вы, что такой пункт компрометирует идею независимого внешнего оценивания?

- Несомненно, пункт 15 - это уступка. Но, опять-таки, я не мог изменить условия, когда процесс уже пошел. Такое всеобъемлющее тестирование проводится впервые, и ребенок может растеряться. Именно из соображений психологического комфорта и оставлен в "Условиях..." пункт 15. Хотя мы проведем тренинги, пробные тестирования. С февраля и до начала тестирования каждый ученик будет иметь возможность потренироваться, отработать свою готовность, даже психологически. На этот год еще оставлены некоторые переходные моменты. Но все абитуриенты должны подавать в вузы сертификаты.

- 20 февраля истекает срок регистрации для прохождения тестирования. Не будет ли ажиотажа в связи с этим? А если кто-то в силу определенных обстоятельств не успеет зарегистрироваться или не будет иметь возможности пройти пробное тестирование?

- Мы обязаны сделать все возможное, чтобы ажиотажа не было. Пробное тестирование пройдут все желающие. Возможностей его провести больше, чем потенциальных абитуриентов.

Касательно даты - 20 февраля. Она рассчитана на то, что мы быстро преодолеем период осознания правил приема в вузы. Впервые в истории Украины "Условия..." были приняты до нового года, 25 декабря. Они значительно облегчили и детям, и вузам ситуацию с подготовкой к вступительной кампании. Мы устранили все существовавшие ранее ограничения, чтобы ребенок имел возможность поступить в любой вуз и на любое количество направлений, ведь это его право. На сегодня уже подано более 200 тыс. заявлений на ВНО. Но наши центры тестирования будут делать все для того, чтобы ажиотажа не было.

***

-По количеству университетов и других высших учебных заведений (в пересчете на душу населения) Украина впереди планеты всей. (Наша газета писала, что в прошлом году в вузы зачислили больше студентов, чем было выпускников школ, что уже даже в национальные университеты на еще недавно престижные факультеты нет конкурсов.) Педагоги говорят, что у нас переизбыток вузов. Ваш предшественник в министерском кресле частично (и выборочно) устраивал их "чистку". Какую политику в этом плане будете проводить вы?

- Есть такое слово "оптимизация". Рынок уже показал, что не со всеми дипломами охотно берут на работу. Все учебные заведения, независимо от формы собственности, должны работать в равных условиях, а уровень образовательных услуг - соответствовать государственным стандартам. Будем проводить проверки, я не хочу употреблять слово "чистки", но предъявим бескомпромиссные требования относительно повышения качества образования.

- Органы аттестации и аккредитации учебных заведений - карающий меч в руках министра. Так было и так будет?

- Часть заведений закроются сами, не выдержав конкуренции на рынке образовательных услуг. Общество даже без аккредитационной комиссии определило, какой вуз чего стоит. Мне не нужен "караючий меч", я не буду Робеспьером. Хочу действовать методами убеждения и контроля. Будем лишать лицензии, если вуз не соответствует стандартам. И все. Это не наказание, это - функция министерства по соблюдению стандартов качества образования.

- Наследие прошлого - жестко централизованная система управления образованием. Наверное, вы это постоянно ощущали как ректор университета. Не планируете ли менять систему, то есть проводить политику децентрализации, дать больше свободы учебным заведениям, усилить влияние общественных педагогических объединений на учебный процесс?

- Да, безусловно. Хочу сразу отметить, что один из пяти ближайших приоритетов МОН - автономия вузов.

- А каковы остальные?

- Равный и справедливый доступ к образованию, в частности посредством ВНО; качественный учебник; финансирование университетской науки; усиление участия общественности в управлении образованием.

- Какие изменения произошли в системе образования Украины после подписания Болонского соглашения? Конечно, хорошо, что это дает возможность выровнять критерии оценивания, что наши студенты могут стать мобильными, учиться в западных вузах и трудоустраиваться за границей. Однако этот процесс напоминает улицу с движением в одном направлении - западном. Ведь внедрение единых критериев не делает более привлекательными украинские вузы, в которые - даже без конкурса! - не торопятся иностранные абитуриенты. Что планируете сделать в этом плане?

- Допустим, немецкие вузы не становятся более привлекательными для иностранцев только потому, что там преподают на английском. Привлекательность украинских университетов должна заключаться в высоком уровне преподавания, сопоставимом с лучшими заграничными вузами. Проблема еще и в том, что мы недостаточно открыты для мира. Да и условия жизни не привлекают к нам молодежь из-за границы.

Думаю, должен пройти определенный период, чтобы Украина смогла показать себя на разных уровнях как государство с достаточно высоким уровнем образования, качества жизни. А уже все эти составляющие уравновесят "движение на улице", оно станет двухсторонним: Украиной заинтересуются и будут изучать наш язык, культуру, историю, будут стремиться получать здесь образование. Но нужно работать на разных участках, усилий одного только Минобразования для этого недостаточно.

-В Украине не признается документ о полученной за границей научной степени (Ph), и ученый вынужден "перезащищаться". Вместе с тем в Европе к нашим научным степеням доверия больше. Когда будет урегулирован вопрос с учеными степенями?

- Опять-таки, вопрос не такой простой. Я был сторонником системы, существующей на Западе, но теперь отношусь к ней сдержаннее. Хотя в некоторых странах практикуется две ученые степени, как, например, в Польше, Германии. Есть и страны, в которых обсуждают, не вернуться ли к двухстепенной системе. Мы не говорим о таких странах, как Великобритания, там традиции превыше всего.

Какой должна быть система аттестации научных кадров в Украине? Мы должны обсудить этот вопрос. Но есть и другая парадоксальная проблема. Если, например, украинский университет решит пригласить лауреата Нобелевской премии преподавать биологию, физику или химию, то он не имеет права платить ему как профессору. И, значит, нобелевский лауреат должен получать зарплату ассистента, иначе ректора накажут контролирующие органы. Вот и еще один штрих к "привлекательности" нашей страны. Эту проблему следует обсуждать не на уровне "я защищал докторскую - пусть теперь все защищают". Переход на PhD не должен быть административным решением. Нужен переходный период. И если уже вводить новую степень, то пусть отсчет идет для будущих ученых. Пусть на протяжении какого-то периода две системы существуют параллельно. К примеру, когда вводилось евро, в европейских странах какое-то время параллельно ходило две валюты: евро и национальная.

Но целесообразно ли сейчас это делать - также тема серьезного разговора с привлечением экспертов из западных стран, которые покажут преимущества и недостатки одно- или двухуровневой системы. Чтобы мы не оказались в ситуации, когда вообще изобретем что-то этакое... Ранее говорилось, что у нас лучшая система аттестации научных кадров, и ВАК стояла в этом "насмерть". Тех, кто придерживается этой позиции, тоже можно понять, ведь если дать возможность вузам самим решать, кому присуждать ученую степень, а кому нет, ни к чему хорошему это не приведет. Но есть вузы очень высокого уровня. Я могу сразу назвать с десяток тех, которым можно было бы дать возможность путем автономии самим присваивать ученые степени. Но есть одно "но"... Уже сегодня у нас 93 университета имеют статус национальных. Стремление различными путями получить этот статус привело к размыванию в обществе высоких критериев в науке и образовании.

***

- У доверенного вам ведомства есть два крыла - образование и наука. Известно, в каком состоянии сегодня университетская наука. И менее известно (общественности) о результатах деятельности департамента науки МОН. Думается, вы сосредоточите свои усилия не только на проблемах образования, но и на оптимизации работы научного сектора?

- Главная проблема в науке как таковой - не столько финансирование (это проблема общая), сколько отсутствие экспериментальной базы для фундаментальных исследований. Если нет прибора, с помощью которого можно проводить филигранные исследования, тогда наука - всего лишь имитация. Чтобы поддержать фундаментальную науку, мы должны создать, на мой взгляд, такие центры, где есть научные школы, и поддержать их финансово, помочь приобрести дорогие приборы, стоящие не менее миллиона гривен.

Сейчас мы закладываем соответствующую позицию в бюджет, надеясь, что Верховная Рада нас поддержит. У нас есть мощные научные школы и центры, вот туда и следует направлять средства на приобретение современных приборов, создавая вокруг этих хорошо оборудованных научных центров возможности для развития науки в университетах. Ведь, что греха таить, есть университеты, в которых науки вообще нет.

Вторая проблема - молодые ученые. Их нужно стажировать. Мы сейчас проводим много экспериментальных измерений в западных университетах, многие наши ученые работают в университетах и научных центрах США, Канады, Западной Европы, и нужно там стажировать наших аспирантов. А со временем они будут работать на наших приборах, и таким образом мы будем возрождать экспериментальную науку в Украине. Разумеется, как следствие, будут и прикладные исследования. Вот такая идея финансирования. Не всем "кроить" по 10-20 тыс. грн. по принципу "всем сестрам по серьгам", а делать мощные финансовые вливания для приобретения современного исследовательского инструментария. На мой взгляд, это одна из важнейших задач в сфере развития науки.

Моя позиция такова: должен существовать реальный конкурс научных проектов. И не так, чтобы Академия наук патронировала ученого из университета, как младшего брата. Должно быть партнерство, паритет. Наука, например, материаловедение, не делится в зависимости от того, где ты работаешь, - в академическом институте или в университете. Не хочу никого обвинять, просто призываю к паритетности в оценке проектов, которые предъявляют на конкурс ученые, откуда бы они ни были.

- Как ни досадно это признавать, Украина - едва ли не единственная европейская страна, не принимающая участия в деятельности ЦЕРНа, за исключением отдельных украинских ученых-физиков, которые там успешно работают. НАН, Министерство образования и науки так ничего и не сделали, чтобы Украина была представлена в этом авторитетном международном исследовательском центре.

- Это - пример того, что у нас нет государственного протекционизма для развития науки и поддержки ученых. Они вынуждены пробиваться самостоятельно.

***

- Если откровенно, то многие считают вас человеком слишком интеллигентным - чтобы реально что-либо изменить в системе образования и, в частности, руководстве образовательно-научной сферой - "заповеднике коррупции, блата и халявы"... Здесь либо с волками жить - по-волчьи выть, либо "загрызут"... Полагаетесь ли на хороший иммунитет, приобретенный за годы руководства Львовским национальным?..

- Я действительно пришел по зову сердца. Если бы было иначе, поставил бы ряд условий. Не обязательно же кричать, пугать, стучать кулаком по столу, чтобы достичь успеха. Можно убеждать. Или же благодарить и говорить "до свидания, будем работать с другими".

Алина Бажал, Лидия Суржик, "Зеркало Недели"
(Печатается с сокращением)

На досуге
Почем опиум для студента?

Название заведения, открытого близ шестого корпуса Академии...



Ану-ка, парни!

Соревнование началось с конкурса "Арм-рестлинг"...



"Что? Где? Когда?"

Рассказывая об особенностях цыганской кулинарии...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск