ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип События
Кто не знает, что такое ТМ?

Как мы уже успели убедиться, Академия - это одна большая и очень дружная семья...

Мир красоты и таланта

Именно так можно назвать краматорский центр культуры и творчества - ДКиТ НКМЗ...

Праздничное автошоу

24 сентября на территории городского аэродрома состоялось уникальное действо, которое привлекло...

Официально
Праздник в городе машиностроителей!

Двадцать восьмого сентября в Академии прошел праздничный концерт, посвященный государственному празднику - Дню машиностроителя...

Открытие спартакиады

В жизни каждого человека спорту отведена своя роль, а насколько важна она будет - каждый решает сам...

Флаг ДГМА на Говерле

Летом этого года небольшая группа туристов Академии отправилась в Карпаты, где мы - туристы КИИ (ныне ДГМА) - не были лет двадцать. Тогда, в восьмидесятых, у нас существовал туристский клуб: было роскошное помещение, имелось необходимое снаряжение, а, главное, проводились походы, сложился дружный коллектив увлеченных "щемящим чувством дороги" людей… Много событий произошло за это время, мы живем в другой стране, "иных уж нет, а те далече", и студенчество уже другое, и турклуб остался в прошлом... Но вот наша газета опубликовала призыв к преподавателям и студентам возродить туризм, и появились энтузиасты. Было проведено несколько походов выходного дня в Красно-лиманском районе, обследовано состояние студенческой спортивной базы "Проминь" на предмет ее использования в зимний период для подготовки и тренировок туристов, наличие и состояние туристского снаряжения и т.п. Трудно было ожидать приятных открытий, но и руки опускать мы не стали.

И вот к лету наметился довольно смелый в наших условиях план похода в Прикарпатье, а именно в район самых высоких вершин украинских Карпат - Говерлы и Петроса. Никто, кроме руководителя похода, в Карпатах не был. Но было желание и энтузиазм (полузабытое понятие), "добро" со стороны главного редактора "Академии" и профкома, и поезд "Луганск - Львов" отошел от перрона, увозя шестерых туристов к "синеглазым горам" (Ю.Визбор). Самое главное в туристском походе - новые впечатления и сильные ощущения, в основном положительные. А еще - отличающиеся от обыденных отношения между участниками похода, иногда сложные, но всегда "нагруженные" ответственностью за свои действия. Назовем сразу самое сильное впечатление: наша страна - удивительна и прекрасна! Вокзалы Киева и Львова, виды на широкий Днипро и ущелья Карпатских гор из окна вагона - эти минуты запомнятся не избалованным впечатлениями студентам надолго!

И вот наша группа высадилась на полустанке Лазещина Ивано-Франковской области и начала движение в сторону Чорногории - тридцатикилометрового хребта высотой около 2000 м, который занимает господствующее положение на всем массиве Украинских Карпат, где и расположены наивысшие вершины Украины - Петрос (2020м) и Говерла (2061м).

Еще в поезде мы получили противоречивую информацию о возможности беспрепятственного передвижения в намеченном районе. Все-таки значительная часть Чорногории включена в состав государственного заповедника, где действуют особые правила для туристов. И вот на выходе из села на горной дороге мы подошли к КПП (контрольно-пропускной пункт) и разговорились с его хозяином Степаном. Оказалось, что все очень просто: никаких особых документов, кроме паспортов, от нас не потребовали, Степан любезно разъяснил правила поведения в этом районе, показал на схеме места стоянок, источников воды, наличия дров и не менее любезно назвал стоимость пребывания группы в указанные нами сроки. Она составила по 14 грн. с "носа" за 6 походных дней - цена вполне демократичная.

После почти двух суток дороги в душных вагонах мы решили искать ближайший ночлег - удобную площадку для бивуака: место для костра и палаток. Такое место вскоре нашлось - река, хвойные деревья на берегу - красота! Рядом проходила дорога, по которой шли туристы и местные жители. Суровые дяди заметили нам, что мы встали на месте покосов и пригрозили штрафом. Пришлось нам срочно передислоцироваться - подальше от дороги и чужих глаз. Не считая мелких огорчений, все шло хорошо. Мы выкупались в горной реке, наконец-то поели горячей пищи - и предвкушали новые впечатления. Утром свернули бивуак и после команды "Одеть рюкзаки!" вышли на маршрут. Поначалу идти было легко - дорога была не крутая, хотя и разбитая лесовозами. Потом ситуация изменилась, рельеф становился гористее, все чаще приходилось делать привалы. Под вечер мы подошли к перевалу - прямо перед нами нависала громада Петроса. Нашлась удобная площадка, где мы разбили бивуак. Чуть выше находились летние пастбища, стояли помещения для скота и жилье для пастухов. Все три дня, что мы здесь находились, звенели колокольчики, которыми были увешены коровы и овцы. Изумительно зеленые склоны Петроса переходили в скалы - и везде, даже возле вершины горы, мы видели стада. Все это часто закрывалось облаками - они здесь были рядом с нами. Настроение у нас было превосходное, аппетит и самочувствие были соответствующие - на следующий день нас ждала вершина Петроса. Пока ребята отдыхали, руководителем была проведена разведка маршрута, а, главное, была достигнута договорённость с пастухами о том, чтобы мы оставили у них наши вещи и снаряжение на время восхождения. Утром мы миновали кош (летнее стойбище) и по горной тропе пошли к перевалу. На гребне мы увидели панораму Чорногории - горы и полонины - и повернули к началу подъема на Петрос. Нужно отметить, что популярные маршруты в Карпатах маркированы: на камнях и деревьях проставлены их номера, что очень удобно туристам. Разумеется, у нас была карта - 500-метровка, подзорная труба, хотя в Карпатах трудно заблудиться - кругом "населенка", пастухи, лесничие, работники МЧС и местные жители всегда приходят на помощь. Самое время сказать о том, что везде мы встречали к себе доброжелательное отношение, даже в столице Галичины - Львове, причем язык ("мова") не играл особой роли, тем более что на тропах мы регулярно встречали туристов из Белоруссии, Польши, Словакии, Молдовы и России. Русский язык востребован!

Крутые уступы и скальные выходы незаметно привели нашу группу на вершину Петроса. Здесь мы увидели традиционную пирамидку, сфотографировались, поприветствовали других туристов, походили по снежнику, полюбовались панорамой. Вот чего нам не хватает - жителям индустриальных центров - этого воздуха и этих просторов. Куда девается хандра, все суетное и мелкое - как говорится, почувствуйте разницу! На Петросе мы были 15 июля, а 16-го Украина отмечала 15-летие принятия Декларации о независимости. Было известно из СМИ, что Президент совершит традиционное восхождение на Говерлу, но когда точно - мы не знали. Радиоприемник сообщил нам нужную информацию - Президент будет на Говерле 16-го. Это же подтвердили нам местные жители. Кроме того, в районе Говерлы летал вертолет - очевидно, проводилась подготовка к главному событию июля (к вертолету мы еще вернемся).

Поэтому руководитель принял решение 16-го числа сделать "дневку" - отдохнуть и переждать эту "массовку" - на горе будет толчея, Президента мы все равно не увидим (разве что в подзорную трубу) - а все подходы перекроет охрана Президента. Так мы рассуждали. Что случилось в тот день - известно из СМИ. В Донбассе телепередачи тоже смотрят - родители туристов пережили бессонные ночи, несмотря на мобильные телефоны - ребята связывались с домом регулярно.

До этого нам с погодой везло. После Петроса, благополучно спустившись на бивуак, мы наслаждались отдыхом, пообедали. Внезапно Петрос скрылся в облаках, ударил гром, пошел ливень с градом, одну палатку стала заливать вода (выбрали неудачное место), и это длилось около двух часов. В это время на Петросе находилась большая группа туристов, и мы были готовы (все обошлось) оказать им помощь - это непреложный закон в туристском походе. Горы показали свой нрав! На следующий день, 16-го июля, с утра была прекрасная погода, тепло (в горах не бывает зноя и духоты), мы отдыхали, как и планировали. Слушали радио, пытаясь узнать, что происходит в районе Говерлы. В середине дня горы стали затягиваться облаками, но дождя не было, а временами выглядывало солнце. Руководитель похода воспользовался возможностью сходить на перевал, чтобы просмотреть завтрашний маршрут на Говерлу. Гора была закрыта облаками - в эти минуты там происходила трагедия, о которой мы начали узнавать вечером от пастухов (у них был мощный радиоприемник), а на следующий день услышали и увидели (!) подробности на месте, на склонах самой высокой горы Украины (окончание в следующем выпуске).

Преподаватель кафедры гуманитарного образования, Борис Харчевников

На досуге
Красота окружающего мира, воплощенная в картинах

В музее Донбасской государственной машиностроительной академии прошла персональная выставка...

"Поздравляю всех, кто вернулся с "Авианта" живым и здоровым"

Именно такими словами поприветствовал нас, приехавших из Киева студентов, преподаватель...

Поэтический фестиваль в Коктебеле

В Коктебеле прошел третий Волошинский фестиваль...

"Что? Где? Когда?"

Когда автор вопроса ДЕЛАЛА ЭТО в прямом смысле с веником...