Академия: между прошлым и будущим

      Уважаемые коллеги, сотрудники и студенты Академии!

      Сегодня наша газета представляет Вашему вниманию интервью с ректором ДГМА, доктором технических наук, профессором Виктором Федоровичем Потапкиным. В мае этого года заканчивается действие его контракта и он уходит c поста ректора согласно действующему законодательству ограничивающему возраст для занятия этой должности. Предвыборная пора это период раздумий о том, что сделано, и о том, что еще следовало бы сделать, это время подведения определенных творческих итогов. Со своей стороны коллектив Академии выражает искреннюю благодарность Виктору Федоровичу, который длительное время руководил вузом. Эти годы были очень сложными, потому, что пришлись на переломную эпоху в истории нашего государства, но, несмотря ни на что, Академия выстояла, и не просто выстояла - она стала престижным учебным заведением и авторитетным научным центром. В этом несомненная заслуга ее ректора.

      В заключительном интервью газета "Академия" дает ответы Виктора Федоровича Потапкина на самые волнующие, самые актуальные для нашего вуза вопросы.

      Виктор Федорович, как Вы оцениваете свою многолетнюю работу в академии, что удалось сделать и чем Вы по праву можете гордиться?

      В Академии из 50 лет ее существования я проработал 40 лет, из них последние 14 в качестве ректора. Коллектив доверил мне эту ответственную должность в довольно сложный период конца перестройки и распада Советского Союза. Работа на этом посту продолжалась во время экономического спада в Украине, развала и практической остановки многих предприятий и организаций - потребителей наших выпускников. Это повлекло за собой сокращение бюджетного финансирования вуза. На фоне очень низкой заработной платы и в связи с нерегулярностью поступления из бюджета денежных средств для ее выплаты, росла социальная напряженность в коллективе, появились тенденции к уходу преподавателей и научных работников вуза в коммерцию и на предприятия с более высоким уровнем заработной платы. Падал престиж высшего технического образования...

      Но мы выстояли не допустив серьезных потрясений в коллективе. Обеспечили своевременную выплату заработной платы, которая всегда была выше номинальной. Проводили работы по поддержанию в нормальном состоянии зданий, аудиторий и лабораторной базы. Это было достигнуто благодаря упорному и слаженному труду коллектива Академии. Это результат нашей выдержки, приверженности выбранной профессии и преданности любимому делу, результат взвешенной, продуманной, расчетливой, а в ряде случаев и жесткой политики, проводимой ректоратом.

      Мы сохранили высокий кадровый потенциал вуза, его традиции бережного отношения к студентам при высокой требовательности к ним и самим себе, научились зарабатывать средства и сегодня имеем возможность решать самостоятельно многие задачи, независимо от состояния бюджетного финансирования. Мы не потеряли ни одной технической специальности, сохранив профиль вуза, сберегли тесные связи с предприятиями региона. Увеличели количество специальностей и расширили перечень образовательных услуг, предоставляемых вузом. В результате изменения структуры и перечня специальностей в вузе заложены основы политехнического образования. Повысился статус нашего учебного заведения, мы дважды прошли государственную аттестацию и аккредитованы по IV уровню. Увеличился конкурс поступающих в академию, расширено лицензионное поле (в 2 раза), обеспечены высокие качество подготовки специалистов в академии и показатель их трудоустройства (98%), высокая эффективность научно-исследовательской работы. Созданы условия для творческой работы, отдыха и оздоровления работников академии и студентов. В коллективе академии сложился хороший морально-психологический климат.

      Приведу немного статистики. За период с 1991 года по 2002 год деятельности Академии возросли: контингент студентов очной формы обучения - в 1,8 раза, заочной формы - в 7 раз, прием студентов очной формы обучения - в 1,7 раза, заочной - в 25 раз, парк ПЭВМ - в 11 раз, библиотечный фонд - в 1,3 раза, количество публикаций - в 2,5 раза. За этот период основные фонды Академии обновлены на 75%. Только с 1998 года основные фонды Академии возросли на 58%.

      За последние годы в Академии много сделано не только для поддержания ее материальной базы в надлежащем виде, но и для придания ее учебным корпусам, помещениям, общежитиям, прилежащей территории состояния, соответствующего уровню академии.

      Анализируя результаты деятельности за последние 10 лет я могу утверждать, что академия поступательно и динамично развивается. Сегодня она представляет собой один из ведущих и наиболее крупных вузов Украины. В Донецком регионе академия - третий по численности вуз.

      Уходя с поста ректора Академии могу сказать, что я удовлетворен результатами своей деятельности и ректората в целом и передаю в руки нового ректора крепкий и благополучный во всех отношениях вуз с хорошо подготовленными профессионально руководителями разного уровня, способными адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия и требования рынка образовательных услуг.

      В.Ф. Какие задачи с Вашей точки зрения являются для вуза первоочередными? Что должно быть ориентиром в работе Вашего приемника?

      К сожалению, рост числа молодых преподавателей, вызванный увеличением контингента студентов, пока превышает количество защит диссертаций, что создает определенную кадровую проблему в вузе и требует принятия новых более эффективных мер. Требуется усовершенствование системы управления подготовкой кадров, принятие дополнительных мер, направленных на улучшение мотивации и организации труда.

      Следует повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, индивидуальной работы как с хорошо успевающими студентами, так и отстающими. Надо расширить на этой основе базу для подготовки молодых ученых и преподавателей и снизить процент отчисления студентов, не снижая уровня требований. Для этого надо искать новые подходы и формы работы.

      Сложившееся на сегодня устойчивое финансовое положение академии дает возможность последовательного повышения расходования средств из внебюджетных источников на материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава и сотрудников в виде надбавок и доплат к заработной плате. Необходимо также разработать и обеспечить поэтапную реализацию программы обновления и улучшения состояния аудиторного фонда, эстетического оформления корпусов и помещений, учебно-лабораторной и научно-лабораторной базы кафедр, в первую очередь, приборов. Следует расширить возможность и улучшить условия для проведения научных исследований. Надо развивать международную деятельность, принять меры к привлечению иностранных граждан для обучения в академии. Требуют дальнейшего развития в академии информационные и телекоммуникационные технологии, нуждается в компьютеризации библиотека.

      Эти и другие задачи надо решать в ближайшее время. Кроме того, весной 2004 года академии предстоит выдержать сложное испытание- аккредитацию, во время которой вуз должен будет подтвердить свой высокий образовательный уровень. Со своей стороны я постарался сделать все возможное, чтобы академия подошла к этому рубежу с достойными результатами. Будущему ректору я хотел бы пожелать успешно преодолеть все трудности и сохранить статус и авторитет вуза.

      В.Ф., каким Вы видите наш вуз в будущем?

      Город Краматорск с его уникальными предприятиями можно по праву считать центром тяжелого машиностроения Украины. Наш вуз занимает выгодное положение работая в тесном контакте с передовыми машиностроительными предприятиями региона и Украины с их уникальными возможностями. Мы заняли надежную нишу в образовательном пространстве Украины и я хотел бы видеть академию в ближайшем будущем не техническим университетом, каких уже много, а Донбасской национальной машиностроительной академией. Это ближе по сути нашему вузу и весомее по значимости в инфраструктуре промышленного комплекса региона и Украины.

      В.Ф. Скоро Конференция трудового коллектива академии будет выбирать кандидатуру ректора. Вы долгое время руководили вузом. Представляется, что это было очень сложная работа, требующая и высокого профессионализма и, главное, умения работать с людьми. Каким бы Вам хотелось видеть нового руководителя академии с позиции Вашего опыта?

      Считаю, что ректор - это даже не должность, а профессия, профессия многогранная, охватывающая все виды деятельности вуза.

      Человек, занимающий пост ректора должен обладать определенным комплексом свойств и качеств и отличаться высоким профессионализмом и компетентностью, инициативностью, самостоятельностью в решениях, работоспособностью, универсализмом. Он должен быть целеустремленным и волевым в достижении поставленной цели, обладать высокими нравственными качествами и уровнем интеллигентности.

      Уверен также, что ректором академии должен быть только ее работник, много трудившийся на ее благо, являющийся ее патриотом, хорошо подготовленным и знающим Академию изнутри. Он должен быть человеком у которого властные полномочия не вызывают изменений его высоких человеческих качеств, человеком, которого не надо "проверять" властью.

      В заключение я выражаю глубокую благодарность преподавателям, сотрудникам и студентам, с кем приходилось трудиться все эти годы. Мы вместе преодолели много трудностей, но и многого достигли потому, что были единой командой. Конечно, не обходилось без споров и разногласий, но в главном мы были единомышленниками - сделали Академию престижным высшим учебным заведением, ведущим научным центром. Особая благодарность нашим ветеранам, которые много лет самоотверженно трудятся на благо Академии и сегодня передают свой богатый жизненный опыт и отношение к делу молодым преподавателям, сотрудникам и студентам, поддерживают и сохраняют хорошие, добрые вузовские традиции.

      Сейчас будущее нашего вуза в наших руках. Желаю всем счастья, благополучия, благоразумия, взаимопонимания и мудрости.

Интервью Елены Булдаковой

Содержание номера