Решение найдено в ДГМА

      Замечательная книга издана доцентом ДГМА Емельяновым Олегом Андреевичем в 2002 году. Её название - "Мосты сварные, крановые. Конструкции. Нагруженность. Диагностика. Обеспечение ресурса" способно испугать человека, не связанного с техникой. Но для специалиста по подъёмно-транспортным машинам, даже начинающего, она может оказаться очень полезной.

      Емельянов Олег Андреевич родился в 1928 году. С 1957 года работал на НКМЗ мастером в цехах обрубном и металлоконструкций, с1959 года - конструктор, ведущий инженер, начальник группы в отделе Горно-рудного оборудования. С 1976 года - доцент кафедры "Сварочное производство" КИИ. Написал в соавторстве книги "Ремонт металлоконструкций электросваркой" и "Надёжность и производительность комплексов горно-транспортного оборудования". С 2001 года - член-корреспондент подъёмно-транспортной АН.

      Проблема, за которую взялся Олег Андреевич состояла в следующем. В Украине работают около 60 000 мостовых кранов, 60% из них имеют усталостные повреждения. Не сравнимы по долговечности оказались современные сварные подкрановые балки со старыми, клёпаными. Так, мастерски сделанный на НКМЗ клёпаный кран в 1933 году работает до сих пор. В чём же причина частых поломок?

      Аварии первых сварных кранов были следствием слепого копирования форм соединений клёпаных кранов. Были разработаны оптимальные формы сварных соединений, но это, окончательно, так и не сняло проблему.

      В ноябре 1979 года решение проблемы было поручено КИИ, а руководителем темы и исследовательской группы назначили Олега Андреевича. Были сделаны 3 экспериментальных стенда, которые позволили устранить побочные воздействия, получить данные, адекватные рабочим и помогли раскрыть суть проблемы.

      Оказалось, что горизонтальные нагрузки (возникающие при взаимодействии колеса с рельсом) имеют определённую периодичность и могут складываться с другими переменными нагрузками, возникающими при движении кранов. В результате долговечность работы снижается на 2-3 порядка. Собрана большая статистика по исследованию влияния коэффициента трения. Трещины возникают не от подъёма и опускания груза, а в процессе нагрузок, возникающих при движении крана. Почти все повреждения мостов происходят там, где колёса имеют большой износ реборд. В этих крановых мостах обнаружены двухчастотные нагрузки. Аналогичные напряжения, кстати, наблюдаются и на сварных ж/д мостах. На нагруженность крана влияет также податливость моста. Мосты, которые сейчас изготовляются в виде коробки, имеют очень высокую крутильную жёсткость. Балки замкнутого профиля, имеющие высокую крутильную жёсткость, способствуют увеличению нагрузок при движению по неровному основанию. Всё это вызывает накопление усталостных повреждений.

      Но главным фактором, влияющим на долговечность работы мостового крана, оказался непрофессионализм при их изготовлении, который приводит к появлению двухчастотных нагрузок. Некачественно выполнена установка колёс, неточная установка валов и другие нарушения монтажа приводит к появлению вибраций, которые накладывается на главные переменные нагрузки.

      Итоги исследований показывают, что нарушение нормативных требований приводит к снижению долговечности конструкций. Научно-исследовательская группа Олега Андреевича выработала рекомендации по эксплуатации кранового хозяйства. На многих предприятиях ими пользуются и получают реальный эффект.

      Но осталась одна может быть самая главная задача. Для того, чтобы грамотно эксплуатировать краны, необходимо прежде всего включить теоретические разработки в учебный процесс, повышая таким образом квалификацию инженеров. Для развития исследований нужно и финансирование извне. Средства госбюджета не доходят до этих исследователей. Поэтому если государство будет поддерживать инновации, то исследователи отплатят ему новыми научными и прикладными разработками.

Вадим Мишаков, Владимир Костенко

Содержание номера