Национальные особенности поисков предков.
Русь.

Нiмець скаже: "Ви моголи".
"Моголи! Моголи!".
Золотого Тамерлана.
Онучата голi.
Нiмець скаже: "Ви слав'яне"..
"Слав'яне! Слав'яне!.
Славних прадiдiв великих.
Правнуки поганi.

      Со времен Тараса Григоровича произошло только одно изменение - мы отказались от услуг немцев и сами придумываем себе все новых предков. Где в мире какого предка увидим, сразу объявляем его своим и тянем в общую кучу. Кого только в ней нет! Урарты имеются - у них несколько царей имели имя Руса. Этруски там же за звукосочетание "рус" в названии. Иерусалим попал под подозрение, что его наши предки основали. Но, если разобраться, то люди, которых называли русь, вообще не были нашими предками. Оставили нам в наследство свое название и только. Летописец Нестор утверждал, что русь - один из скандинавских народов, целиком переселившийся в землю славян. Финны с ним не согласны. Они считают, что роуши - это шведы, их ближайшие скандинавские соседи. А ведь именно от своих соседей финнов должны были узнать славяне о живущих за ними скандинавах - роушах.

      Название русь по типу характерно для неславянских народов севера. Там жили сумь (они и есть финны - суоми), чудь, весь, водь и другие. Все эти слова - очень древняя форма множественного числа. Славянские же племена севера назывались кривичи, дреговичи, вятичи. На юге жили древляне, волыняне, уличи, тиверцы, бужане. Среди прочих и поршане - жители Поросья, т.е. бассейна реки Рось. Название людей, в отличие от названия реки, на слово русь совсем не походило. В степях же кочевали неславянские народы - обры, угры, болгары, хазары, печенеги. Так что не может быть сомнения, что словом русь славяне сначала называли скандинавов. Скандинавами по происхождению были первые наши князья, в основном из скандинавов состояли их дружины. Слово стало названием государства восточных славян и его жителей. Летописцу пришлось искать новое имя для скандинавов, чтобы отличить их от славян. Он позаимствовал у греков слово варяг (искаженное варинг, что означает воин-наемник). В одиннадцатом веке завели себе византийские императоры отряд скандинавов. Вместе с другими будущий король Норвегии и зять Ярослава Мудрого в нем служил. Величали его Харальд Суровый. Но наши искатели предков не только русь записывают в славяне и предки, но даже варягов не желают оставить скандинавам. Их тоже объявили славянами, а название произвели от современного слова "ворюга". Не боятся, что Харальдявится объяснятся. А при жизни кто посмел бы его ворюгой назвать? В натуре крутой мужик был, руками бы разорвал, даже меч не вынимая.

      Дружины феодальных властителей были невелики. За все время не более нескольких тысяч скандинавов явилось на земли Киевской Руси, чтобы без следа раствориться в славянском море. Они не могли составить большинства даже феодальной верхушки общества. Огромно их политическое значение для образования государства восточных славян. Но вклад в культуру и генофонд настолько ничтожен, что никак нельзя считать русь нашими предками. А значит, нам не имеет смысла гоняться за звукосочетаниями "рус" или "рос". Тем более, что последнее во всех индоевропейских языках соответствует цвету. И названий с этим корнем не перечесть.

      В отличие от руси, славяне племенного союза полян действительно являются нашими предками. Но утверждение, что их центром был город Киев находится в вопиющем противоречии с известными фактами. Во время образования Киевской Руси на сто километров ниже по Днепру находился центр племенного союза уличей - город Пересечен. На сто километров западнее и сейчас находится бывший центр племенного союза древлян - город Коростень. На востоке до самого Днепра доходили земли племенного союза северян, их центром был Чернигов. Не могли поляне размещаться вокруг Киева, нет там для них места. Кроме того, окресности Киева в давние времена были покрыты дремучими лесами, невозможно их ассоциировать со словом поле. Очевидно, что правы те историки, которые относят существование Полянского союза к более давним временам. Составляли его жители лесостепи - уличи, тиверцы, хорваты, возможно входили в него волыняне и дулебы. Центр этого союза не мог находиться на восточной границе его земель. Скорее всего центром был город Велин (Великий), от которого осталось огромное городище. Союз распался задолго до образования Киевской Руси, причиной распада послужили неудачные для славян войны с аварами-обрами. А Киев возник как пограничная крепость и торговый порт на Днепре. В центр его превратили скандинавы. Сначала в место сбора отрядов при подготовке грабительских походов на Византию и другие страны. Затем в место формирования торговых караванов. Торговля с Византией сделала Киев центром государства, как позже торговля с Европой сделала центром окраинный Петербург.

      Стоит заметить, что окраинное положение Киева всегда добавляло головной боли киевским князьям. Уличи не выдержали нападений печенегов и переселились на запад, граница придвинулась к городу вплотную. При князе Владимире Великом южнее Киева была построена система валов и крепостей. Нынче эти валы называются Змиевыми, время постройки определено по найденным в них инструментам строителей. В систему укреплений входила и крепость Белгород, сейчас городище возле села Белгородка под Киевом. Вот и тянут искатели предков эти валы по Харьковщине, от Змиева к современному Белгороду. И лишнюю тысячу лет им добавляют. Не имея даже того хлипкого аргумента, с помощью которого приписали лишние триста лет Киеву, перенесли его основание в пятый век.

      К пятому веку предки восточных славян только и успели, что перейти через Днепр и начать свое продвижение вдоль Десны. Об этом свидетельствует размещение памятников зарубинецкой и черняховской культур. В принадлежности первой из них предкам славян не сомневается никто, кроме чрезмерно усердных искателей предков прибалтийских народов. В своей северной, лесной части она непосредственно переходит в раннеславянскую археологическую культуру. А в лесостепи ее на три века раньше сменяет более пышная черняховская культура. Сравнение ее с зарубинецкой сразу приводит на память противопоставление Нестором-летописцем цивилизованных полян диким, некультурным славянам, жившим в лесах. Никогда позже не разнился так образ жизни в лесах и лесостепи. В это время славянам удалось помириться с сарматами, кочевавшими в степях, расселиться между Днестром и Днепром до самого моря. Но пришли в степи германцы - готы, и начались войны с ними. Потом заявились с востока гунны, погнали готов в Западную Европу. И сами пошли за ними следом. А за ними и славяне двинулись на завоевание Балканского полуострова. Заселили земли Болгарии, Югославии, Венгрии, даже по Греции расселились во множестве. Захватило это движение всех восточных славян, и жителей лесов до самой северной их границы тоже. Даже северные соседи славян - прибалты приняли в нем участие. Археологические исследования показывают, что обезлюдели в это время многие местности, ранее заселенные славянами. В их числе и киевское пограничье обезлюдело. Пятого века находки есть, от шестого и седьмого веков ничего найти не удается. Одна из монет пятого века найдена в валу первой крепости на Старокиевской горе. И явилась она единственным основанием для того, чтобы торжественно отметить тысячапятисотлетие Киева. Между тем, монета - не секира, обнаруженная в одном из Змиевых валов. Если она лежит в земле на месте будущего рва, то автоматически оказывается внутри вала. А время постройки определяется по нижнему слою заполнения рва. Этот ров раскопали еще сто лет назад, нашли черепки восьмого века. И не начала, а конца его.

      Простодушен все же был Нестор-летописец. Не догадался скрыть от нас, что многие его современники считали Кия перевозчиком через Днепр, а не князем. Это через три сотни лет после основания города. Осудил сограждан за недостаток патриотизма и проговорился. Поставил под сомнение собственную сказку о трех братьях - князьях, основателях города. Но она и так не могла не вызвать сомнения, слишком уж широко разошелся этот сюжет по странам и народам. Почти у всех предок-основатель имеет двух братьев. Братья первопредка иранцев были злодеи, убили его. Одного брата звали Тур, его иранцы считали прародителем тюрков. Второй - Рум, предок римлян, вернее византийцев. Лях, якобы давший начало полякам, имел братьями Чеха и Руса. Имена братьев Кия подозрительно походят на того же Чеха и Хорвата. Если догадка верна, в исходном варианте сказки Кий должен был носить имя Моравили похожее. В этом случае сказка пришла в Киев вместе со славянской письменностью из Моравии, она до венгерского завоевания граничила с землями чехов и хорватов. В связи с этим стоит вспомнить дочь Чеха Либуше, очень похоже на имя сестры Кия. А также то, что в западнославянских вариантах легенды часто фигурирует князь Крак. Основатель не только Кракова, но и, что удивительно, Праги. Еще один вариант этой сказки с похожими именами записал армянский средневековый летописец, приспособил ее к истории своего народа. Вряд ли он был знаком со славянскими преданиями. Скорее всего существовал общий источник, вероятно в книгах византийских греков. Интересно также наблюдать, как меняется статус братьев с погружением в глубины истории. У скифов они уже люди, хоть имена (Солнце-царь, Гора-царь, Вода-царь) приличны скорее божествам. А у древних греков три брата еще боги, поделившие между собой весь мир.

      Летописец утверждает, что князь Кий совершил деяние весьма типичное для первых киевских князей - сходил в Царьград. Туда ходили Дир с Аскольдом, Олег, Игорь, Ольга. Святослав тоже прогуливался недалеко от столицы империи. Пришлось и Кию сходить, чтобы подтвердить свое княжеское достоинство. Жаль только, византийцы его не заметили, приход в своих хрониках не отразили. Все остальные туда попали, даже Ольга. Хоть она приходила без войска, щиты на ворота не прибивала. Нестор тоже подкачал, забыл написать имя того императора, которого посетил Кий. Так и остался основатель Киева вне времени и под подозрением в пролетарском происхождении.

(продолжение следует)

В.М.Костенко

Содержание номера