Сессия глазами ректората

      Ну, вот и позади первый семестр, прожитый "по новым правилам", т.е. по новой для нас рейтинговой системе оценки знаний. Время одведения некоторых итогов пришло. Но оценка деталей работы самой системы - тема отдельного разговора. И все же интересно, как отразилось на успеваемости и итогах зимней сессии по сравнению с предыдущим годом вышеозначенное нововведение? Данной теме как раз и был посвящен один из вопросов, рассматривавшихся на ректорате от 25 февраля. Ректоратом отмечено, что зимняя зачетно-экзаменационная сессия прошла организованно в установленные сроки и в соответствии с Положением об организации учебного процесса в вузах. Этому способствовала достаточно интенсивная работа деканатов, кафедр, учебного отдела по совершенствованию организации учебного процесса, обеспечению текущего и итогового контроля знаний студентов в соответствии с принятой в Академии рейтинговой системой оценки дисциплин. Нерадивых наказывали, слабым помогали, передовиков - поощряли.

      А что же итоги? А итоги показывают, что все новое всегда требует обкатки и доработки. По сравнению с прошлым годом успеваемость без пересдач в целом по Академии осталась примерно на том же уровне. На последний день сессии (т.е. с учетом пересдач) абсолютная успеваемость улучшилась на 4,8% при снижении качественного показателя на 1,6%. Несколько улучшились показатели на МФ, ИЭФ, ЭГФ, ухудшились - на ФАМ и ФИМ. Невысокая успеваемость по экзаменам без пересдач отмечается у студентов 1-го курса некоторых факультетов, а также у студентов 2-го курса на всех факультетах, за исключением экономико-гуманитарного. Несколько "подкачал" и 4-й курс.

- 2 -

      По большинству дисциплин результаты итогового контроля соответствуют министерским нормативным требованиям, а низкие интегральные показатели успеваемости обусловлены, прежде всего, большим количеством неудовлетворительных оценок по отдельным дисциплинам. Основными причинами недостаточно высокой успеваемости, по мнению ректората, являются: ухудшение качества среднего образования абитуриентов, поступающих в вуз; недостаточная учебная дисциплина; отсутствие в действовавшем в осеннем семестре положении по РСОД пункта о ликвидации задолженностей на условиях самофинансирования для нерадивых студентов; недостаточная работа отдельных кураторов в подшефных группах; увеличение числа студентов, обучающихся на контрактной основе и вынужденное отстранение части этих студентов от занятий за невыполнение договорных обязательств по оплате за обучение; увеличение количества студентов, особенно старших курсов, совмещающих учебу с работой; в отдельных случаях имеет место "перегруз" студентов общим объемом заданий в семестре; недостаточное влияние некоторых выпускающих кафедр на состояние успеваемости, особенно - на младших курсах.

      В связи с отмеченным, улучшение организации учебно-воспитательной работы должно осуществляться в следующих направлениях:

      добиться внедрения рейтинговой системы и выполнения кафедрами и факультетами графиков учебного процесса;

      рассмотреть на кафедрах методику проведения дополнительных занятий и консультаций с целью улучшения их эффективности;

      улучшить индивидуальную работу со слабоуспевающими студентами;

      установить контроль над самостоятельной работой студентов над курсовыми и дипломными проектами и выполнением заданий преподавателя на неделю.

Алексей Кабацкий.

Содержание номера