Национальные особенности поисков предков. Греция.

      Мы вступили на тропу поиска предков ("Академия", N N 21 - 24 за 2000 г.). Нам нужно найти как можно больше предков, хороших и разных. Дело это очень непростое. И прежде, чем приниматься за него, полезно познакомиться с опытом других. Тех, кто наиболее преуспел на тропе поиска.

      Древние греки. Они умели работать, умели сражаться, умели пировать. На пирах любили слушать песни о предках. Щедро поили певцов вином, кормили. Благодарили угощением за хороших предков, которые в песнях были сыновьями богов и полубогами, могучими, хитроумными, непобедимыми воинами. Сначала они были предками царей, знати. Затем стали предками всех греков. И разумные, скептичные греки, достигшие поразительных высот в философии, математике, истории, свято верили в истинность старых сказок. Их вера дожила до наших дней. Скептичный восемнадцатый век, век просвещения почти убил ее. Но она воскресла и утвердилась снова благодаря раскопкам Шлимана. Все знают, что он нашел Трою царя Приама, раскопал столицу ахейцев - златообильные Микены. Но мало кто знает, что дотошные археологи сняли потом слой за слоем края холмов, в центры которых врылись землекопы Шлимана, и собрали все черепки, зафиксировав место каждого из них, сравнили их с черепками из других мест, а затем пришли к выводу, что Микены разрушены на два столетия раньше Трои-Иллиона. Одновременно с Микенами пали плохо укрепленный Пилос царя Нестора, могучий Тиринф с его циклопическими стенами, а также почти все остальные города ахейцев. Троя-Иллион же простоял еще двести лет. При жизни Гомера руины его были не очень стары, а сам Гомер жил недалеко от них и имел возможность описать в своей поэме. Или, если действительно был слеп, мог использовать описания видевших.

      Немного правды знал Гомер о своих героях, куда лучше знают их современные историки. Найденные при раскопках вещи, глиняные таблички дворцовых архивов многое рассказали им. Что Иллион и Троя были двумя разными городами, входившими в империю хеттов. Что великолепие царских дворцов неизмеримо превосходило все фантазии Гомера и его предшественников, живших в убогое время "темных веков". Что погубило этот мир в конце второго тысячелетия до н.э. такое же бедствие, какое через полторы тысячи лет погубило Римскую империю. Сорвались с места племена и народы, потекли по земле как вода всемирного потопа. Плыли вдоль берегов вереницы кораблей, скрипели на берегах вереницы повозок. Горели города и селения, в ужасе бежали их жители, вливаясь в общий поток. Без следа исчезло великое государство хеттов, с трудом отстоял свои границы от "народов моря" Египет. Ахейским городам-государствам не помогли труднопроходимые горы, не помогла построенная поперек Коринфского перешейка стена, не помог зафиксированный в архивах сбор бронзового лома для изготовления оружия. Не захотели помочь и боги, несмотря на щедрые жертвы людьми и сосудами, перечисленные в последней архивной табличке Пилоса. Только богиня Афина каким-то чудом уберегла свой город от разгрома. Да в Малой Азии устоял Иллион, вероятно откупился своими богатствами. Опустились на Грецию " темные века", пять их прошло до начала нового взлета культуры.

      Катастрофа, уничтожившая государства Греции и Малой Азии, не была в истории первой. За тысячу лет до нее перехлестнула через Кавказ волна индоевропейцев, затопила Малую Азию и Грецию, докатилась до Италии. Именно тогда овладели греки Балканами, и плохо пришлось их предшественникам. Почти тысячу лет развивали они свою культуру, достигли высот немалых. Все было сожжено и разграблено. Забыты имена, язык. Но грекам все же удалось получить в наследство стартовый капитал - часть культурных достижений. Помогли пеласги - индоевропейское, родственное грекам по языку племя, пришедшее в Грецию на два столетия раньше. Они не были столь многочисленны, движение их через Малую Азию не сопровождалось глобальной катастрофой. И на Балканах разрушения этого времени невелики по площади. Лишь часть ее территории заселили пеласги, и стали жить рядом с аборигенами, набираясь от них ума. Именно пеласгов запомнили греки, как своих учителей, считали честью вести свой род от них.

      А грекам очень повезло еще в одном отношении. Культуру предшественников затоптали они только на материке, на острова проникнуть не смогли. Там уже возникла могучая морская держава с центром на острове Крит. Вчерашним скотоводам-кочевникам нужно было долго учиться, чтобы корабли их смогли сравниться с критскими. Пять столетий еще развивалась культура Крита, неизменно опережая греческую. Так что было грекам у кого учиться, было у кого заимствовать. А потом произошла ужасная катастрофа. Недалеко от Крита взорвался целый вулканический остров. По всему Средиземному морю прошла огромная волна, смывая прибрежные города. Но страшнее волны был пепел, толстым слоем покрывший Крит. По составу вулканический пепел очень близок к цементу, на десятилетия лишил он землю плодородия. Сошло на нет великое государство, греки овладели островом без войны. Если Платон не придумал свою Атлантиду, то, без сомнения, именно эта катастрофа легла в основу легенды.

      Крит не утонул в прямом смысле слова, утонул остров Фера. Но великая цивилизация Крита погрузилась в забвение на три с половиной тысячи лет. Еще несколько столетий простояли дворцы, в которых поселились новые владыки. Старые дворцовые чиновники переделали свою письменность под язык этих владык, она стала первой письменностью греков и была прочитана в наше время. Но собственные надписи критян остаются непонятными. Они имели особый язык, не похожий ни на один из современных.

      Через три столетия культура ахейских греков тоже погрузилась в забвение. Не полное, однако. Опять повезло ахейским грекам. Их землю заселили и смешались с ними диковатые и суровые, но близкие по языку дорийцы. Все предыдущее время жили они рядом, за северной границей. Их вожди считали своим предком величайшего ахейского героя Геракла. Благодаря этому осталась память о великой славе греческих предков. Такой великой, что другие народы завидовали грекам, их цари старались повести родословную от одного из греческих героев. Придворные певцы царей тоже старались, сочиняли. Последний цикл песен о предках рассказывает, как разбегались по всему побережью Средиземного моря победители Иллиона, основывая города и царские династии.

      Вершиной такого творчества явилась поэма о переселении из разгромленной Трои в Италию вождя дарданов Энея, сына богини Венеры, о проис-хождении от его сына Эула патрицианского римского рода Юлиев. Прием-ный сын Юлия Цезаря, император Октавиан Август не пожалел государственных денег на утверждение этого мифа. Построил в Риме храм Венеры-Прародительницы. Осыпал милостями Вергилия за поэму "Энеида". Перестроил и украсил город Иллион. Последним деянием невольно подшутил над Шлиманом. При перестройке была снесена вершина городища с остатками города Приама. Ниже располагались три слоя, оставшиеся от селений бедных, невыразительных. А под ними - основания могучих стен и дворцов города, разрушенного на тысячу лет раньше описанного Гомером. Именно до этого города докопался Шлиман, его объявил гомеровской Троей. Впрочем, город этот был разрушен все-таки предками греков, но еще по дороге в Грецию. Любит история пошутить и узелки умеет вязать не хуже царя Гордия. Не стоит забывать об этом, отправляясь на поиски предков и быть на этом пути предельно внимательным и скрупулезным.

Владимир Костенко

Содержание номера