Андрей Корницкий: "Любая жизненная проблема связана с психологией"

      Что первое приходит на ум обычному постсоветскому человеку при упоминании такой науки как психология? Конечно, люди в белых халатах, шаманские танцы вокруг пациента, массовый гипноз или не менее массовая истерия. Ну, в лучшем случае, кожаный диван и доктор с лицом чисто американского типа.

      Между тем психология - это, пожалуй, самая интересная и живая наука. Просто потому, что это наука о самой жизни. И помощь, полученная от профессионального психолога, порой является единственным выходом из, казалось бы, неразрешимой проблемы.

      Немного приоткрыть завесу таинственности над миром психологии мы решили с помощью преподавателя психологии ДГМА Андрея Корницкого.

      - Андрей, летом 2002 года в Артеке проходил финал международного конкурса педагогов, где Вы стали одним из финалистов. Чем Вы покорили жюри?

      - Хочется в первую очередь отметить то, что такие конкурсы для преподавателей вузов - большая редкость. Если учителя школ постоянно проводят такие мероприятия, то мы оказываемся в некотором роде обделенными. Поэтому для преподавателей состоявшийся конкурс - это настоящий праздник.

      А к покорению я не готовился. Просто приглашение на участие в отборочном туре пришло за пару дней до начала самого тура, и поэтому, не мудрствуя лукаво, я отправил ту программу, которую читаю обычно на своих лекциях.

      Темой финальной лекции я выбрал психотехнику. Это новая теория, имеющая давние корни. В начале века она была открыта германскими учеными и активно разрабатывалась во всем мире. Даже Станиславский отрабатывал свое актерское мастерство именно на основе принципов психотехники. Но потом народ увлекся естественными науками, под которые пытались подстроить и психологию. Это оказалось не слишком продуктивно и, в конце концов, психология и вместе с ней психотехника вообще отошла на второй план. Продолжалась такая тенденция до начала 80-х гг., когда в Москве произошло возрождение этого направления.

      По своей сути психотехника - это попытка изменить психологию личности. Академическая психология, к которой мы привыкли, и психотехника - это принципиально различные дисциплины. То, что дает академическая психология практически не применимо. К счастью, сейчас все больше психологов все-таки дозревают до идей психотехники. Это я понял на конкурсе, когда лекция о психотехнике получила значительный резонанс.

      - Знакомство с московскими школами психологии - это плод профессионального сотрудничества?

      - Это плод моей учебы на факультете психологии в МГУ. После окончания вуза я еще лет десять работал психологом в Москве. Причем это была и космическая фирма, и преподавание в том же МГУ, и частная практика. И все это время я входил в научную группу по изучению и применению психотехники.

      После долгих скитаний я наконец решил вернуться в родной город. Год проработал в ДИТМе, а в 1998 году по приглашению перешел в ДГМА. Здесь уже обзавелся собственным детищем - при инженерно-экономическом факультете была открыта специализация "Психология управления". Кроме того, работаю психологом в шахматном клубе, и общественником в психологическом клубе "КЛИО".

      Восприятие молодежью, в частности, студентами этой дисциплины совершенно разное. Конечно, прежде всего, от психологии ожидают каких-то чудес. На самом же деле это обычная рутинная работа. Поэтому первая реакция выражается чувством удивления. Оказывается, здесь не надо смотреть дикими глазами на клиента, махать руками, а требуется только одно - видеть самого человека, анализировать его состояние. Со временем среди студентов происходит расслоение. Один человек понимает, что это ему не нужно, и уходит. Другой, наоборот, начинает серьезно работать и становится сам неплохим психологом. Кстати, после первого выпуска специализации больше половины выпускников нашли работу именно в сфере психологической помощи, а не по своей основной специальности.

      - Но ведь психология - не математика, и методы преподавания здесь должны быть иные?

      - Да, методика преподавания - это вечная проблема. Та же московская школа славится своими разработками в области педагогической психологии. Постоянно ведутся массовые дискуссии по этому поводу. И еще многое должно измениться. Но в любом случае, в методике преподавания обязательны три элемента. Прежде всего, это теоретическая подготовка. Т.е. необходимо расширять круг знаний в области культурологии, литературы, философии. Второе - практическая работа. В психологии существуют свои особые техники и методы, на которых нужно набить руку. И третья, особенно важная часть - работа над собой. Психологическое мышление отличается от технического, которое доминирует у наших людей. И человеку необходимо усвоить это мышление, изменяя свою личность.

      Главная задача психолога заключается не в том, чтобы решать чьи-то проблемы, а чтобы научить человека справляться с ними самостоятельно. На первых порах это бывает сложно, поэтому и требуется помощь специалиста готового помочь человеку стать тем, кем он хочет.

      - Т.е. все свои проблемы человек может решить сам?

      - В общем-то, да. Любая жизненная проблема связана с психологией человеческой личности. Например, нельзя разбогатеть с помощью психологии "украду сто рублей и убегу". Здесь нет нормальной перспективы, которая нужна тому же бизнесмену. То, что мы бедные - это тоже в какой-то мере вопрос психологии. Существует такое понятие как психология успешного человека. Здесь нужно, прежде всего, задаться определенной целью. Нужны деньги - хорошо, делай деньги. Но, к счастью, очень часто деньги как таковые не самоцель. Есть много людей с хорошим иммунитетом к деньгам. Им плевать, сколько у них в кармане, потому что они знают: если им понадобится сотня, они ее заработают. Успешность - это скорее свобода от предмета желаний. Надо четко понимать, что именно тебе нужно и в соответствии с этим выстраивать свой имидж, предпринимать какие-то шаги.

      - Можно ли ту же формулу успеха отнести к городу в целом?

      В определенной степени, да. Например, разница образа жизни в Москве и в Краматорске. Жизнь в Москве, конечно, более динамична и насыщена. Но если рассматривать данный вопрос в глобальном аспекте, т.е. культурного и промышленного развития, это, в большей степени, проблема скорее психологическая. В 5 веке до н. э. население знаменитого греческого города Афины насчитывало всего 200 тысяч человек. Возникает вопрос - как такому маленькому городу удалось создать уникальную античную культуру? Скорее всего, это следует объяснять отношением людей к жизни, особенностью их менталитета, основой которого был патриотизм, любовь к родному полису, стремление прославить и город, и свое собственное имя.

      Нашему народу, видимо, пока не хватает того самого патриотизма, чувства гордости. По своим потенциалам Краматорск уже давно не провинция. Среди нас живет много замечательных людей, которые в состоянии изменить нашу жизнь к лучшему.

Алина Остафийчук

Содержание номера