вузы начнут работать за абитуриента

      - Как вы оцениваете нынешнеесостояние высшего образования Украины и какие его проблемы считаете самыми болезненными?

      - В целом я позитивно оцениваю украинскую систему высшего образования. Наши выпускники по многим специальностям конкурентоспособны. Естественно, есть у нашего вузовского образования и минусы. Среди основных - слабая индивидуализация учебного процесса, его недостаточная техническая оснащенность, ограниченные возможности для самостоятельной работы студента.

      - Каким образом объемы приема в вузы соотносятся с реальными потребностями рынка? Ежегодно растет количество выпускников с высшим образованием и вместе с тем у половины вчерашних студентов возникают серьезные проблемы с трудоустройством. То есть государство, по сути, выбрасывает на ветер сумасшедшие деньги: масса людей учатся по госзаказу, а потом не могут устроиться по специальности.

      - Нас нередко обвиняют в том, что мы "перевырабатываем" специалистов. Согласен, не все, кто заканчивает вузы, могут устроиться по специальности, по человек с высшим образованием более развит как личность, более конкурентоспособен. В нормальных рыночных условиях он сможет создать и для себя рабочее место, и для кого-то еще. Во-вторых, мы как государство в своей жизнедеятельности должны максимально учитывать мировые тенденции в организации той или иной сферы. Одна из них - образование все больше становится не только способом подготовки специалистов, но и обязательным этапом в развитии человека. Есть страны, где 80-90% молодежи получают высшее образование. Таким образом у нации появляется благодатнейшая почва для максимально широкого внедрения научно-информационных технологий. Поэтому и мы должны создать условия, при которых бы наибольшее количество наших сограждан могли получить высококачественное высшее образование.

      Еще один немаловажный вопрос: кто его должен финансировать? В нынешних условиях, на мой взгляд, речь должна идти о разнообразных источниках. Разумеется, государство должно постоянно увеличивать количество "госзаказников", что оно в последние годы и делает. Мы дали возможность тем, кто в состоянии платить за учебу, получать образование в любых ведущих вузах. Защитили родителей таких детей, ведь до последнего времени плата за учебу в любой момент могла увеличиться. Внедрили (впервые в СНГ) госкредитование молодежи, желающей получить высшее образование. За последние два года такие кредиты получили по 2 тыс. ребят. Моя мечта - создатьтакое разнообразие в финансировании получения высшего образования, чтобы каждый молодой человек, вне зависимости от материального положения своей семьи, мог учиться в вузе.

      Безусловно, наша в/ш должна в большей степени ориентироваться на потребности рынка. Скажем, в последнее время налицо рост спроса на инженеров. Следовательно, нынешнее восьмипроцентное увеличение количества "госзаказников" в значительной степени будет сориентировано на подготовку технарей. С другой стороны, если студент самостоятельно платит за высшее образование, наша задача - дать возможность его получить, может, даже не интересуясь, собирается человек в дальнейшем работать по специальности или нет.

      Государство не может трудоустроить каждого выпускника вуза. Между ними обязательно должна быть и будет конкуренция. Вот вы сказали, что не все, отучившиеся по госзаказу, трудоустраиваются. А я задам встречный вопрос: если студент 5 лет плохо учился, почему государство ему еще и работу предоставлять должно?

      - Если неэффективно учился, пусть вернет потраченные на него деньги. Возможно, стоит проработать и такой механизм?

      - Весьма нелишне. Но на данном этапе речь должна идти о трудоустройстве тех, кто может эффективно работать. Значение диплома как такового постепенно уменьшается. Человек должен не просто обладать дипломом, а быть готовым к выполнению тех или иных обязанностей.

      Безусловно, многое нужно менять в нашей в/ш. Как я уже говорил, еще очень низок уровень индивидуализации обучения студентов. В этом году мы настоятельно рекомендуем ректорам сократить аудиторную нагрузку на учащихся хотя бы до 30 часов (во всем мире она составляет 24 - 28, у нас доходит до 36 часов без сохранения числа преподавателей). При этом, естественно, нужно создавать условия для самостоятельной работы.

      Необходимо отработать механизм, способствующий расширению возможностей выбора студентом тех или иных курсов, предметов. Ведь наше высшее образование в значительной степени отдает школярством: жесткий график лекций, семинаров. В большинстве стран студент за период обучения набирает определенное количество баллов по специальности, общегуманитарным дисциплинам и т.д. А в рамках каждой из этих групп выбирает предметы и даже преподавателей. Это очень динамизирует учебный процесс. У нас же, увы, до сих пор есть педагоги, читающие лекции по пожелтевшим тетрадям... Понятно, что во многом это происходит из-за нашей бедности. Но в то же время за рубежом лекция в нашем понимании, когда профессор читает, а студент записывает, давно умерла. Лектор приходит, раздает всем материал, а читает обзорную лекцию по 3-4 темам, обязательно дискутирует со студентами. К такой высшей школе и нам нужно стремиться.

      - И последний вопрос. Как, разумеется, по новой 12-балльной шкале, вы оцениваете свои первые два года в кресле министра?

      Честно говоря, оценивать самого себя мне бы не хотелось. Скажу так. За эти годы нам удалось всколыхнуть педагогическую (и не только) общественность, обратить внимание на образование, встать на путь модернизации. Я уверен: мы идем в правильном направлении. Безусловно, какие-то шаги могут быть не на сто процентов выверены, но в сотрудничестве с учителями, в дискуссиях выходим на оптимальные решения. Не будем ничего менять - отстанем еще больше. Поэтому я альтернативы переменам не вижу.Нам очень важно изменить отношение к ребенку в школе, в семье. Ведь мы очень часто, стремясь сделать ему добро, не уважаем его, ломаем, не желая признавать, что он другой, не прислушиваемся к нему, не даем возможности быть самим собой. А пока наша школа не будет формировать самодостаточных индивидуумов, о стабильном, динамично развивающемся демократическом государстве можем только мечтать. Поэтому я и провозглашаю лейтмотивом образовательного процесса ребенкоцентризм: в школе главный - школьник, в вузе - студент.

      Обязанность украинской школы - формировать человека, способного воспринимать и творить изменения. Стремление к новым знаниям, умение и потребность добывать их должны стать определяющей чертой способа жизни современного гражданина Украины. Сегодня homo sapiens -это человек, который постоянно учится. Систему образования, способную формировать таких людей, мы и мечтаем создать в нашей стране.

По материалам газеты "Зеркало недели"

Содержание номера