Стобалльная система. Поговорим?

      От сессии до сессии живут студенты весело. Точнее жили до недавнего времени, пока не ввели новую 100 балльную систему оценки знаний. О том, чем не устраивала старая система, и какие изменения еще грядут в недалеком будущем, было рассказано на собрании ректората со студентами, которое состоялось 16 ноября в актовом зале ДГМА. Вел собрание проректор по научной работе В.А. Федоринов, в президиуме были начальник учебного отдела Н.С. Рыжиков и председатель совета по воспитательной работе Т.В.Кудерская.

      Открыл встречу В.А. Федоринов, он объяснил, что речь не идет о том, будет существовать новая система или нет, речь идет лишь о том чтобы сделать ее работу более эффективной.

      Затем слово взял начальник учебного отдела М.С. Рыжиков, который постарался объяснить, для чего надо было ломать привычную всем пятибалльную систему: "К сожалению, быстро меняющиеся обстоятельства нашей жизни приводят к тому, что основным является не оценка знаний, которые вы получаете на экзамене, а те знания, которые у вас останутся после окончания Академии. На большинстве предприятий сейчас задают вопрос о среднем балле успеваемости и вводят испытательный срок, в течение которого вы должны подтвердить свои знания. Поэтому, выйдя из Академии в придачу к диплому необходимо иметь твердые знания. А такие знания можно получить, только работая в течение семестра. Поэтому нам с вами необходимо организовать работу так, чтобы студент работал положенные ему 54 часа в неделю (34 часов аудиторного времени и 20 часов на самостоятельную работу) с максимальной эффективностью".

      Но новая система еще не отлажена, и некоторые преподаватели перекручивают гайки в надежде повлиять на плохо занимающихся студентов. Регулярность работы, бесспорно, контролироваться должна, но этот контроль должен быть объективным, занимать мало времени и не мешать учебному процессу. Н.С. Рыжиков пообещал, что данный вопрос еще не закрыт и будет решен.

      К преимуществам 100 балльной системы Николай Сергеевич отнес и право студента на получение качественной объективной информации. Если студент считает, что информация подается не в том объеме или ее сложно усвоить, он может обратиться по линии "куратор - деканат - учебный отдел" и ждать когда "своевременно поправят то, что происходит на занятиях". Также студент имеет право, выполнив минимальный объем требований, получить зачет или допуск к экзаменам (в чем же здесь отличие от старой системы, так и не ясно). Тем же, кого не устраивает эта система, Н.С. Рыжиков предложил просто не обращать на нее внимание, "а, выполнив то, что требовалось и раньше, с гордо поднятой головой идти на экзамен". Но при этом пообещал, что количество автоматов не уменьшится. Что ж, сессия покажет.

      Отметил также, что количество контрольных точек завышено, и их надо уменьшать. И коррективы будут введены обязательно. Н.С. Рыжиков пообещал, что на студентах это не отразиться, "а контрольные точки существовали и ранее. Дополнительные же точки существуют для того, чтобы можно было оперативно оценить подготовку студента к занятию, поэтому они и не отрабатываются". Руководство с пониманием относится к тому, что работать каждую неделю и писать контрольные точки для получения автомата очень тяжело, поэтому настаивать на отработке всех контрольных точек никто не будет. И если студент пропустил занятие по уважительной причине, он имеет гарантированное право отработать его.

      Так как система еще не отработана и имеет узкие места, то все вопросы будут решаться в пользу студента. Теоретически система не должна иметь никакого проигрыша для студента, поэтому в этом семестре пошли на то, что отменили оплату за дополнительные занятия для имеющих неудовлетворительное отношение после аттестации. Также подтянуть свои хвосты теперь можно не за 2 недели, как это было раньше, а за 3. Николай Сергеевич заверил что "в любой системе нормально занимающийся студент должен чувствовать себя комфортно". Что же касается штрафных санкций, таких как оплата по 2 грн за каждый недостающий балл, то Н.С.Рыжиков пояснил что по положению высшей школы мы учимся абсолютно бесплатно (что вызвало бурные аплодисменты в зале), имея ввиду госбюджетников, а самофинансисты "оплачивают определенный объем образовательных услуг и он будет предоставлен нормально обучающимся студентам в течение 18 недель". В конце 18-й недели будет подведен итог, и те студенты, которые в полной мере усвоили материал, сдают зачеты или идут на экзамен, тех же, кто не выполнил план, как и было раньше, ожидает комиссия, которая и решает их дальнейшую судьбу обучения в Академии. Но так как уровень большинства студентов еще отставляет желать лучшего, то учебный отдел пошел на то, что разрешил после 18 недели организовать дополнительные консультации в течение 2-3 недель и набрать на них до 15 баллов дополнительно, но за это надо уже будет платить. Студент, который хочет получить дополнительные консультации, пишет заявление, вносит определенную плату в кассу Академии (а не преподавателям) и зарабатывает баллы в удобной для него форме (реферат, устный ответ и т. д.). Чтобы оценить уровень оплаты была введена система градации по баллам (т.е. по 2 грн. за каждый недостающий балл). Эта оплата гораздо ниже ставки преподавателя и введена лишь для того чтобы неуспевающие студенты не чувствовали себя "довольно сухо и комфортно".

      Еще одним преимуществом системы, по словам Н.С. Рыжикова, являются единые требования по каждой дисциплине, и студент сможет в начале семестра сориентироваться, где регулярная работа позволит облегчить сессию и узнать, по какой дисциплине идет перегрузка.

      Пообещал, что через год или полтора система будет отлажена, но в процессе отработки "главное чтобы не пострадали нормально занимающиеся студенты" и попросил студентов не относиться предвзято к этой системе, поработать вместе и оценить полученное уже по результатам сессии.

      Далее Н.С. Рыжиков ответил на заданные вопросы. Он разочаровал многих иногородних студентов, которые задали вопрос об отмене третей пары в пятницу. Третью пару не уберут. Кроме того, высшие и средние учебные заведения работают по шестидневке. В нашем вузе занятия по субботам отменили для проведения консультаций и дополнительных занятий. К сожалению, это плохо получается, поэтому уже прорабатывается вопрос на одном из курсов ввести занятия по субботам. Вопрос о шестидневном обучении не коснется студентов стационарна, обучающихся на параллельной специальности, т. к. эта система будет вводиться только для студентов первых и вторых курсов, а также для третьекурсников, у которых один день в неделю занимает практика.

      Потом народ поинтересовался, какое количество баллов необходимо набрать для получения стипендии, и как будет считаться общий рейтинг, влияющий на снижение оплаты. Получение стипендии останется без изменений. Будет подсчитываться средний рейтинг, в зачетку оценки выставляются по старой системе. А относительно снижения оплаты Н.С, Рыжиков посоветовал посмотреть положения о РСОД, экземпляр которых находится в читальном зале.

      Кроме стипендии, интересовал вопрос возможности получения "троек" и "четверок" автоматом. Николай Сергеевич заверил, что автоматы будут. Для всех кафедр положения и приказы ректора являются обязательными, и если кто-то не выполняет приказов, будут приняты меры в установленном порядке. Если возникнет вопрос о том, что студент хочет получить автомат, а такой возможности нет то, обратившись в деканат или учебный отдел, этот вопрос будет решен в течение одного дня.

      Студентов волновала и проблема проведения консультаций. На больших переменах консультаций быть не должно. Что касается получения максимального количества баллов на консультациях то это возможно при условии пропуска по уважительной причине. "Уважительность" причины устанавливается деканатом. Обязательную контрольную точку необходимо отрабатывать, но не более трех раз.

      Аудитория также узнала, что преподаватель не имеет права отнимать баллы от ранее полученных, и на возражение студентов пообещал, что больше отнимать не будут и восстановят уже отнятые. Также отметил, что штрафные санкции не предусмотрены, и этот вопрос будет обсуждаться с преподавателями.

      Интересовало присутствующих и то, как будут поступать со студентами, у которых три и более неаттестации, и для чего вообще нужны аттестации. Аттестации нужны, в первую очередь, для самого студента, чтобы он вовремя узнал о своих пробелах и подтянул "хвосты". Система аттестаций будет сокращена и первая аттестация будет проводиться только по тем дисциплинам, где предусмотрен экзамен. Вторая аттестация будет обязательной.

      Еще студенты выразили недовольство тем, что по субботам студентов стационара не пускают на ВЦ и не всегда выдают литературу в библиотеке, мотивируя это тем, что суббота - день заочника. В библиотеке теперь будут обслуживать по субботам, а на ВЦ пообещали выделить два класса для работы студентов стационара по субботам.

      Также Николай Сергеевич прояснил вопрос об отмене перезачета для студентов-ускоренников. Уровень подготовки вуза и техникума разный, если студент считает, что знания, полученные в техникуме достаточны, он может досрочно сдать зачет или экзамен по этой дисциплине. Но оценка в дипломе должна быть только вуза III или IV уровня.

      Интересовало студентов, и то, почему РСОД не затронула студентов 4 и 5 курсов. Н.С. Рыжиков объяснил, что для студентов 4 и 5 курсов преподаватель сам может вести удобную для него систему, если она не перегружает студентов. Третий курс будет работать по этой системе два семестра. И если в конце второго семестра она также не будет удовлетворять ни студентов, ни преподавателей, то на 4 курсе у них эту систему отменят.

      Что же касается свободного посещения, то это возможно, но только с разрешения зам. декана и указанием веской причины. Например, не нравится, как преподаватель читает лекции - иди к другому преподавателю, или изучай материал самостоятельно.

      Вопрос о проблемах с английским языком и переводе в нулевую группу решается с заведующей кафедрой иностранных языков.

      Записка "Мешают учиться слабые студенты, усильте, пожайлуста, контроль" вызвала в зале смех. Но Н.С.Рыжиков все же ответил, что, к сожалению, на лекциях студенты пишут, но не думают, и те, кто хочет усвоить материал, обычно сидят на первых партах, им слабый студент не помеха. Слабый или сильный студент, зависит во многом от уровня школьной подготовки: он не виноват, что учился не в той школе или не усвоил полностью материал. Надо дать ему возможность проявить себя сейчас ("ну не отстреливать же их"). На предложение из зала о том чтобы сильные студенты помогали слабым Н.С. Рыжиков ответил, что Академия не может заставлять "умников помогать кому-либо" и вопрос о помощи слабым студентам должен решаться на консультациях с преподавателем.

      Но недовольство системой было не только среди студентов. И хотя собрание с преподавателями прошло более спокойно, замечаний было высказано немало. Новая система предусматривает большое количество подсчетов, что отнимает время и мешает учебному процессу. На что Николай Сергеевич посоветовал преподавателям не становиться бухгалтерами и не досчитывать десятые и сотые баллов, а проводить расчеты укрупненно, "выставлять не то что получилось в результате подсчетов, а то, что получилось в результате работы студента". И вообще, предложил не мелочиться (минимальные 1-2 балла за занятие), а уменьшить количество контрольных точек и увеличить количество баллов за них.

      Волновали также неясности с 17-18 неделями, на которых занятия будут проходить по новому расписанию и студентов делят на три группы в зависимости от успеваемости. При этом решающим (разумеется, с учетом рекомендации преподавателя) будет выбор студента. Для студентов претендующих на автомат на 17 неделе предусмотрена решающая контрольная точка, остальные в течение этих недель могут набрать недостающие баллы.

      Представители администрации Академии постарались ответить на все вопросы, прозвучавшие на собраниях. Но, как известно, наиболее полные и исчерпывающие ответы на все вопросы дает сама жизнь. Так что сессия покажет, где он, момент истины!

      P.S. Напоминаем, что все вопросы, связанные с введением новой системы вы можете направлять в почтовый ящик газеты "Академия". Ответы будут опубликованы в последующих номерах.

Марина Згривец, Алексей Кабацкий, Татьяна Котлова.


Думы мои, думы

      Читаю книгу Т. Манна. Действие происходит в Европе, в Германии. 100 лет назад. Герой оканчивает учебу в гимназии, поступает в Гисенский университет. Проучившись год, переходит в Иену. Еще через год - в Галле. Небольшие города, небольшие провинциальные университеты. Никаких упоминаний о вступительных экзаменах. Студенты сами выбирают лекционные курсы и семинары для посещения. Есть обязательный минимум, в остальном - полная свобода. Филологи ходят на лекции к богословам, богословы - к математикам. Никаких групп, потоков, курсов. Рядом в одной аудитории сидят студенты первого, третьего, пятого года обучения. Сессия. Экзамены по обязательным дисциплинам студент выбирает сам. Готов - записывается на экзамен. Не готов - продолжает изучение до следующей сессии. Продолжительность обучения не ограничена. Некоторые становятся "вечными" студентами. Иные через три года защищают докторскую диссертацию. Большинство получает дипломы через пять лет. Становятся учителями, священниками, врачами, инженерами, научными работниками, чиновниками. И создают славу немецким университетам, славу всемирную. Из всех стран ехали туда учиться. Получившие образование в Германии инженеры руководили строительством наших железных дорог, электростанций, заводов. Ученые с немецкими дипломами стали костяком нашего высшего технического образования. Было.

      Смотрю вокруг. Если и напоминает европейское, немецкое, то никак не университет. Скорее армия Фридриха Прусского. Шагая в ногу, маневрируют плотные отряды - группы. Согласно штабной диспозиции то сбиваются в колонны - потоки, то штурмуют отдельные высоты. Никто не забыт, ничто не забыто. Предписаны форма одежды, маршрут движения, сроки взятия высот науки. Признается существование особо одаренных. Для них предписывается разработать индивидуальный маршрут и неукоснительно ему следовать. Планы, планы, планы. Каждый работает по нескольким планам сразу. Каждая вышестоящая инстанция проверяет наличие планов у нижестоящих. И выполнение этих планов. После чего составляется планы устранения недостатков. Вершина вершин - проверка планов Министерской комиссией.

      Удручает бессмысленность происходящего. Даже прусская армия, кроме муштры, прославилась более поражениями, чем победами. Раньше за все платило государство, оно и порядки устанавливало. Желало получить числом поболее, ценою подешевле. "Число поболее" утратило всякий смысл еще 40 лет назад. "Практики" ушли на пенсию, люди с высшим техническим образованием начали становиться к станкам. Но инерция расширения системы продолжала действовать. Сейчас и цену обучения студенты сами платить начали. А кто платит - тот и прав получает больше, чем полено, из которого Буратино вытесывают. Клиент всегда прав. Но это в Европе, не у нас. У нас традиционно клиент за свои деньги получает обязанности неукоснительно следовать жестким правилам. Часто совершенно бессмысленным правилам, если не считать смыслом стремление привести клиента в состояние униженности и покорности. В награду за покорность ему вручают товар, обычно далеко не высшего качества. Например, услуги преподавателя, который преподает в перерывах между исполнением обязанностей вахтера, куратора, рекламного агента, лаборанта, грузчика. Который часто на занятия в понедельник приходит, накануне вечером вернувшись из двухдневной командировки.

      Не стоит, впрочем, и клиента нашего идеализировать. За учебу он платит не сам, родители стараются. А родители на то и созданы, чтобы деньги давать и поменьше спрашивать, чем дитятя занимается. И преподаватели те хороши для него, которые с расспросами не лезут, почему за лекцией не следишь, почему конспект не пишешь. Не мешают на лекциях детективы читать, в карты играть, пиво пить. Это там где-то студенты носом если не землю, то книги роют, чтобы за свои деньги побольше знаний нахватать. Не у нас. И шпаргальщиков там где-то студенты сами с экзаменов изгоняют. Как мошенников, пытающихся нечестным путем захватить престижные рабочие места. Нашим студентам про такое и слышать странно. Какую роль шпаргалка играет в студенческой жизни, все знают, преподаватели также. Теория даже появилась, что наш студент биологически от иноземного отличается. Голова у него много меньше по размеру, знания в ней не помещаются. Никак ему нельзя без костыля. Так что имеем мы с нашим европейским выбором сугубо контрреволюционную ситуацию. Низы не могут жить по-новому, а верхи не могут управлять по-новому. Грустно, господа.

      А может стоит все же рискнуть, и сделать первый шаг на пути в Европу? Ведь и по-старому жить совсем невмоготу стало.

Вадим Нехода.

Содержание номера