История кругосветного путешествия

(Окончание историй путешествия кругосветника В.Петрущака. Начало в номере 17(44))

Поломка - на счастье

      Курс держали на Таити и Мальтийские острова (Французский полигон). По радио услышали, что французы решили провести ядерные испытания на Мореро. Я говорю жене: "Наташа, это наша судьба. Пойдем посмотрим взрыв".

      -Нет, - говорит, - извольте. С французским военным флотом я воевать не буду, я человек мирный.

      Зашли на Таити и вместе с нами зашел гринписовская шхуна "Ред бол". Я опять за свое: "Наташа, они идут на Мореро, это судьба". В конце концов, жена согласилась. Мы поставили яхту на якорь и в резиновой лодке высадились на берег. На причале седой элегантный господин, помогая выйти, подал Наташе руку. Она ему на чистом английском языке говорит: "Мы собираемся идти на Мореро. Вы не знаете, где тут Гринпис и не собираетесь ли сами на Мореро?". Он так смутился: "Я знаю, где Гринпис и покажу вам, но с вами никак не могу пойти. Я член Австралийского парламента и у меня скоро в парламенте сессия, на которую я не могу опоздать. Но, компенсируя свой отказ, я вас познакомлю с американским конгрессменом".

      Через 4 дня мы пошли на Мореро вместе с полинезийским каноэ. И Гринпис, и полинезийцы, активно возражали против этих испытаний, а последние использовали это как козырь в борьбе за независимость. В дорогу нас так хорошо снабдили провиантом, что бананы пришлось сложить даже в санузел. Сопровождали нас два парня. Один - полинезиец Джон, хороший парень лет 18, рыбак по профессии. Он по-английски знал только слово "yes". Второй - француз Кристин из Гринписа, во Франции известная личность. С ним такая история приключилась. Пока мы шли - все было прекрасно: волна хорошая, все веселые. Папайи много, все ею объедаются. Джону-то ничего, он всю жизнь эту экзотику ест. А вот Кристин через некоторое время стал серьезным, потом как-то занемог, и вовсе слег. И с тех пор редко просил Наташу сварить манную кашу, и больше вообще ничего не ел. И вообще, бананы и прочая экзотика за этот переход всем надоела.

      Не смотря ни на что, идем на Мореро. А так как и туалет был забит бананами, то ходить приходилось за борт. После моей ночной вахты, очередь была за Джоном. А наши гости понимали ночную вахту по-своему - когда спишь не в каюте, а в рубке. Джон взял одеяло, и вахта - "О'кей". Конечно, приходилось идти вместе с ним, и следить за его вахтой. И вот после очередной бессонной ночи, я опять на вахте. Вдруг Наташа кричит: "Валера! Валера! Этот ненормальный выпал за борт". Я выскочил, смотрю: у Джона глаза перепуганные, он как-то странно машет руками и плывет с сумасшедшей скоростью. Я не переживал - надо сделать обыкновенный маневр "спасение утопающего". Но у меня два шкота заведены на одном борту, и ни о каком повороте не может быть речи. А Наташа говорит: "Ты что забыл, у тебя ж есть дизель". Я завел мотор, подошел, подняли Джона. Он обнял меня и, не обращая внимания на отсутствие штанов, повел на нос, показывает: SHACK - акулы!..

      Из-за трудного пути против ветра на Мореро мы так и не попали. Однажды, уже после захода солнца, мы сели ужинать. И только сели, раздался удар. Первая мысль - на что можно налететь в океане? Я сразу поднял паемы на палубу. Думал, пробили борт, посмотрел - воды нет. Выскочил на палубу - оказалось, лопнул трос, который держит мачту. Кое-как укоротил трос. Но я не смог даже подняться на мачту, чтобы закрепить его - была волна. И мы повернули обратно. Если бы мы не вернулись, то 5 сентября, когда взрывали атомные бомбы, мы были бы возле острова. Говорят, французы провели очень аккуратно эти испытания.

Пятая точка - двигатель революции

      Вернулись обратно на Таити. Встретили нас как национальных героев. После взрыва французская военная миссия пригласила всех журналистов на прессконференцию. Объяснили, что это был очень маленький подземный взрыв, 20 килотонн, как пистолетный выстрел, и поводов для переживаний нет. Ответ журналистской братии был потрясающим. Для того чтобы показать, как цивилизованный мир относится к этим испытанием, одна молодая английская журналистка встала, и продемонстрировала всем свою пятую точку. Причем сделала это синхронно с другим журналистом, который в последствии заметил: "К сожалению, моя часть протеста выглядела менее живописной, чем у коллеги".

      В это время в знак протеста полинезийцы штурмовали здание. Французская полиция приняла решительные меры, и, не трогая полинезийцев, схватила японских студентов с Хиросимы, французский Гринпис. В ответ на это полинезийцы вечером сожгли аэропорт. А на следующий день взорвали четырехэтажный супермаркет. В общем, началась революция. Правда, уже через день французские командос навели порядок и восстановили аэропорт.

      Тем временем я простоял на Мореро, а на таможне не зарегистрировался. Но никуда не денешься, надо идти. Прихожу, говорю: "Я сегодня пришел, и сегодня же ухожу". Он изучил мой паспорт, и говорит: "Не хорошо: у вас же нет французской визы".

      -Нет

      -И вы без французской визы прошли все французские полинезы?

      -Ну хорошо, - говорю - если нельзя уходить без визы, то я остаюсь здесь.

      Он мне отвечает:

      - Вы понимаете, что вы поступаете неприлично. И я вам обещаю, что вы никогда не приедете в полинезу...

      Не знаю, приеду ли я еще когда-нибудь туда, но местное гостеприимство запомнилось надолго.

В двух шагах от гибели

      Во время кругосветки мы во второй раз потерпели кораблекрушение у Новой Зеландии. Но на этот раз там уже было много друзей, и ремонт сделали на месте и относительно быстро. Тем не менее вынужденная стоянка затянулась на полгода. Наконец, 6 июля собрались выходить. Перед отправлением местные друзья подарили нам книгу маршрутов, где было написано, что в июле в этих местах выходить не рекомендуется. Но прочитали ее только после выхода.. И что вы думаете, прогноз полностью оправдался. Мало того, что мы попали в страшный циклон со штормом в 10-11 баллов, - мы дважды прошли через его глаз (самое опасное место), где лил не просто дождь, а настоящий водопад с неба. Пришлось пробивать водную стену, чтобы как-то выбраться из ловушки.

      Из-за циклона попали вместо Австралии в Новую Каледонию. А по дороге в Австралию попали еще и в 12-бальный шторм. В начале шторма оторвало руль, яхта начала кружиться. Надо было выбирать: спасать самих себя или яхту. Решили спасать яхту. Сутки не могли справиться с управлением. Опять начался отжимной ветер, и тут мы увидели "зеленый лучик" - очень редкое, почти мифологическое явление, когда солнце скрывается, и на доли секунды появляется зеленый кусочек.

      Конечно, выбились из графика. Но путешествие продолжалось.

Мелочи жизни

      Ели мы в основном рыбу и всякую экзотику вроде кокосов. Больше всего запомнился вкус сердцевины пальмы: как яблоко с кочаном капусты. Но созревшие пальмы найти было достаточно сложно. А приготовление обеда происходило примерно так: пока готовилась еда из фруктов, остатки шли за борт - на прикормку рыбы. Таким образом налаживалось безотходное производство. Только надо было смотреть, что попадалось на удочку. Пару раз, хватая руками улов, я очень больно "накалолся" на рыбу-хирурга - призрачное создание с острыми, как скальпель, иглами. А однажды нашим взорам представилась живая картина, подтверждающая закона инстинкта самосохранения. Ловили мы рыбу, и вот в воде появляется мурена, а за ней, видим - акула. Каким-то чудом мурена отвязалась от блесны, и начинает кусать акулу. А в другой раз ловил я лангустов на рифе. Смотрю - прямо на меня плывет акула. А у меня даже ножа с собой нет. Пришлось идти в атаку с полиэтиленовым кульком. В итоге рыба испугалась не столько кулька, сколько моих крепких выражений, и позорно бежала.

Возвращение и планы на будущее

      Обратно возвращаться было грустно и немного страшно. Прошло 4 года, позади - жизнь, полная впечатлений, а впереди - неизвестность. Да еще пришли в Одессу к ночи, на душе было совсем мрачно. И когда только подходили к берегу, увидели пограничника. Сна-чала даже испугались, решили, что сейчас будут прогонять. Тут зажегся прожектор, пограничник говорит в мегафон: "Экипаж военноморского судна поздравляет вас с успешным завершением путешествия!". Вот тут и почувствовали, что мы здесь не лишние, и своим путешествием сделали что-то действительно стоящее.

      Планы - в будущем году совершить путешествие по маршруту: Мыс Доброй Надежды - мыс Лун - мыс Горн. И еще - дописать книгу о путешествии, которая в данный момент находится в черновом варианте. Это, наверное, не менее важно, чем сами путешествия. Ведь время идет, воспоминания стираются, и люди уходят уже в вечное плаванье. Поэтому обязательно должно остаться на земле что-то, напоминающее об их жизни будущим поколениям. Да и просто рассказывать, писать об этом путешествии лично мне очень приятно. Будто заново переживаешь все сначала.

Алина Остафийчук

Содержание номера