27 сентября - Международный день туризма. Этот день посвящен тем, кто не сидит на месте, тем, кого не привлекает пассивный образ жизни, тем, кто всегда в движении - этот день посвящен замечательным людям, которые называют себя туристами. Можно с полной уверенностью поздравить каждого с этим праздником, потому что каждый из нас хоть когда-нибудь отправлялся в поход. Несмотря на то, что для туристов сейчас не легкое время, как и для всех нас.

      Мы же желаем вам достижения всех вершин и семь футов под килем!


РОМАНТИКА ТУРИЗМА И ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА ЖИЗНИ

      27 сентября весь мир отмечает, пожалуй, самый романтичный праздник - День туризма. Конечно, редакция газеты "Академия" поздравляет и тех, кто сейчас имеет к этому празднику непосредственное отношение, и тех, кто когда-то был причастен к туристической братии. Но, к сожалению, на сегодняшний день ситуацию с этим необыкновенным видом спорта праздничной никак не назовешь. И мы решили не пускать читателям пыль в глаза, не описывать светлые горизонты туризма, а привести реальное положение вещей.

      На самом деле сейчас с туризмом связано намного больше проблем, нежели романтики. Очень много трудностей финансового, организационного плана приходится преодолевать любителям активного отдыха. В равной мере относится это и к самому красивому виду туризма - парусному.

      Лучше всяких слов плачевное положение парусников иллюстрируют проводящиеся в очень малом количестве и с очень большими сложностями Чемпионат Украины и Кубок Донбасса. Не питают слишком радужных надежд по поводу будущего парусного туризма и сами участники соревнований. Главный судья второго чемпионата Украины, руководитель парусной комиссии Донецкой областной федерации спортивного туризма, старший научный сотрудник ДонФТИ НАН Украины, канд. физ.-мат. наук Игорь Михайлович Крыгин вообще настроен довольно пессимистично. И, к сожалению, такие настроения вполне оправданы. На протяжении всей беседы с Игорем Михайловичем всплывали все новые и новые проблемы парусного спорта. Причем оказалось, что буквально накануне соревнований он направил в адрес начальника Госфлотинспекции Украины письмо, вкратце описывающее положение вещей и призывающее каким-то образом помочь парусникам (цитаты из письма приведены курсивом -прим. ред.).

      Конечно, прежде всего я поинтересовалась о месте и роли донецкого региона в парусном туризме. Ведь не случайно Чемпионат Украины проходит у нас, а не где-то на Днепре или на Черном море. На что был получен ответ: "На Украине есть три центра развитого туризма: Донецкая область (организация проведения соревнований), Луганск (опытные походники) и Харьков (налажено строительство катамаранов)". Но это - опыт прошлых лет. Сейчас происходит следующее. Соревнования парусников государство как-то финансирует. Но тут же, другой рукой выжимает из участников даже большие суммы на оформление разнообразнейших документов. На регистрацию у пограничников уходит лучшее время суток. А между тем для большинства туристов первичная регистрация остается неподъемной, в связи с чем у туристов, с одной стороны, создается впечатление, что государство Украина поставила цель уничтожить у себя парусный туризм (имеется в виду на разборных судах. Это уникальное явление имеет место только в странах бывшего СССР). С другой стороны, эта же страна, Украина, беспокоится о развитии этого вида туризма и даже в трудные времена находит на это средства. И получается, что 90% участников, которые за свой счет прибудут на соревнования, не будут иметь надлежащим образом оформленных документов, причем не из-за своей расхлябанности или безалаберности, а из-за элементарного отсутствия средств. Придется или отменять соревнования, или допускать только оставшиеся 10%, состоящих отнюдь не из самых опытных парусников (по прошлым соревнованиям примерная расстановка сил мне известна). Где уверенность, что в последнем случае новоиспеченные Чемпионы Украины будут с гордо поднятой головой получать и с честью носить эти высокие звания зная, что они, фактически, их купили?

      Продолжая разговор, Игорь Михайлович заметил, что этот чемпионат стал возможен только потому, что Республиканская федерация туризма Украины обратилась с этим письмом к начальнику погранвойск Украины с просьбой в виде исключения разрешить проведение чемпионата с не полностью подготовленными документами. Начальник согласился, передал дело командиру погранвойск в Мариуполе. В Мариуполе сказали: давайте список участников и мы особо придираться не будем, главное - отметить, кто вышел, кто зашел. Т.е. основной вопрос, который беспокоит пограничников - это перебежчики на территорию России или Турции. Другой вопрос: каким образом можно на катамаранах перейти все море, а тем более, что-то еще с собой вывезти? А если говорить о безопасности, то весь контроль над ней состоит в том, что вечером, после очередной гонки, приходят пограничники и интересуются, все ли вернулись. Но сами спас работы организовывают сами участники.

      Дальнейшая же судьба парусников вообще покрыта глубоким мраком. Пограничный режим все ожесточается. 4 года чемпионат проводился на Крымском побережье, и никаких проблем с пограничниками не было. Были какие-то конфликты с местными властями, надо было платить за место, за воду, за вывоз мусора. Но мы, туристы, прекрасно знаем, что лагерь, после нашего ухода становится чище, чем прежде. Сорят не туристы, а "матрасники". И вообще у нас хватало своих проблем. Если же еще навязывать проблемы с оплатой стоянки, то о каком развитии туризма вообще можно говорить.

      А ведь исторически так сложилось, что желание пройтись под парусом для жителей населенных пунктов, удаленных от достаточно больших водных пространств, вылилось в появлении разборных парусных судов, отличающихся от обычных парусных яхт тем, что в разобранном виде эти лодки вместе со снаряжением и продуктами питания на месячный срок (длительность отпуска) силами экипажа на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус и т.д.) могут быть доставлены к любому водоему. Как следствие, эти лодки полностью лишены даже намека на какой-либо комфорт, так как при их изготовлении преследуется две основные цели - максимальная надежность и минимальный вес.

      Вопросами безопасности походов занимались туристские клубы, они же регистрировали суда и выпускали группы на маршруты и за многолетнюю историю парусного туризма накоплен большой опыт в обеспечении безопасности походов, на котором останавливаться не буду, упомянув лишь то, что организованные туристы-парусники в посторонней помощи никогда не нуждались. Более того, не редки случаи, когда они занимались спасением на водах. Так, "раскладушка" с громким названием "Георгий Победоносец" под управлением дончанина Ю.Гранкина гордо носит на борту 7 звездочек - 7 спасенных жизней - это и уносимые отжимным ветром лодки с залитыми волной подвесными моторами, и таким же ветром уносимые отдыхающие на надувных матрацах, и купающиеся, увлекаемые течением. И если происходят трагедии на воде, то организованный парусный туризм к этому никакого отношения не имеет - гибнут люди, самовольно пошедшие в поход, ведь приобретение парусной лодки, разборной или не разборной, гражданам Украины не запрещено.

      Что касается денежных сборов, на данный момент в Украине есть определенное количество граждан, осуществивших неоценимый вклад в развитие экономической мощи державы и благосостояния граждан, которые теперь на полном основании могут себе позволить приобрести за несколько сотен тысяч долларов "навороченную" яхту из красного дерева, утыканную электроникой, бассейнами, барами и другими "прибамбасами". Дополнительно ежегодно выложить какую-то жалкую тысченку-другую гривен для получения комплекта документов, позволяющую выход в плавание, этим уважаемым гражданам большого убытка не составляет.

      А пока нам остается либо честно объявить, что парусный туризм на Украине уничтожается, как вредный и ненужный, отвлекающий граждан, в том числе молодежь, от более целесообразных занятий, скажем, наркомании, пьянства, бесцельного болтания по городу с перспективой "найти приключение"; либо для туристских лодок существенно, в 100 - 1000 раз, снизить стоимость получения необходимых документов, приведя к реальному соотношению стоимостей крейсерской яхты и надувной раскладушки. Либо полностью передать все функции регистрации и выхода на маршрут общественным организациям, как это когда-то было, на общественных началах и бесплатно.

      После окончания соревнований, для организаторов и участников опять начинается следующий виток борьбы с чиновниками. Уже сейчас из-за поборов автоинспекции у нас полностью уничтожен автомобильный туризм. От турклубов Краматорска остался только один турклуб НКМЗ. Постигнет ли такая же участь парусников? Вполне возможно. И если такие проблемы будут возникать постоянно, то вероятность уничтожения и этого вида спорта практически 100 процентная. Грустно и как-то не празднично. Но что делать, если праздника действительно нет, а если жестокие реалии жизни?

      Остается только пожелать парусникам простого выживания. Потому что у настоящего моряка волна всегда хорошая, а товарищи всегда надежные.

Подготовила Алина Остафийчук

Содержание номера