А КАРАВАН ИДЕТ!

(продолжение)

      Караван - поезд пустыни. Может идти неделями, месяцами. Встречаются, конечно, иногда островки-оазисы, на которых и люди, и животные могут перевести дух. В основном же это - длинный путь через пески, путь в нелегких условиях, когда на счету каждый глоток воды, каждый кусок хлеба.

      Так и наша жизнь - вереница напряженных будней с редкими вкраплениями островков удач и приятных событий. Особенно в последние годы, когда со всех сторон сыплются, как удары, неприятности. Только уворачиваться успевай. Нам нелегко. А вузу проще? Жили, забот не зная, где бы деньги найти, все приходило вовремя и всем хватало и на жизнь, и на отдых, и на науку. А сейчас, когда этот поток весьма оскудел, а расходов прибавилось и значительно? Ведь надо идти в ногу со временем, поддерживать реноме, иначе потом никто о тебе не вспомнит. А чтобы сделать вуз привлекательнее, "необходимо держать руку на пульсе", т.е. открывать престижные специальности, расширять уровень предоставляемых образовательных услуг. Как отметил в своем выступлении на общем собрании сотрудников Академии проректор по учебной работе А.Н. Фесенко, последний год выдался весьма напряженным, в особенности для молодых кафедр финансов, учета и аудита, прошедших аккредитацию по 3 уровню. Но это дало им право готовить бакалавров и специалистов, а также вести переподготовку на отделении послевузовского образования. Получила лицензию на подготовку бакалавров и кафедра электротехники и электрооборудования.

      Мы уже приводили ранее данные по приему в Академию в нынешнем году. Остановился на этом вопросе и Анатолий Николаевич. Число наших абитуриентов растет год от года. И это во многом результат профориентационной работы, которую вели практически все кафедры. Подготовительные курсы помимо Краматорска действовали в 27 населенных пунктах региона, более широким был охват сельских и поселковых школ. Через курсы прошло 2347 абитуриентов, 2425 человек досрочно сдали вступительные экзамены. Всего же на первый курс дневного отделения зачислено 320 человек на госбюджет и 835 на условиях полного или частичного самофинансирования; на 2-й и 3-й курсы для обучения по ускоренной программе зачислено соответственно 92 и 23 человека. Конкурс по отношению к местам госзаказа в целом по Академии составил 4,7 человека на место, самым высоким он был, как мы и отмечали ранее, на специальностях: "Экономика предприятий" - 19,6; "Финансы" - 10,9; "Учет и аудит" - 9,5; ИТП - 9,3; самым низким - на ПТМ - 1,7 и ОМД - 1,75 человек на место. Наиболее высокий "порог" зачисления отмечался на специальности "Экономическая кибернетика" - 88 из 100 баллов, наиболее низкий - 60 баллов - на направление "Металлургия" в украиноязычные группы. Из поступивших к нам: 75 человек - медалисты, 6 призеров Малой Академии наук, 6 победителей олимпиад, 390 человек имеют 3-хсторонние договора и целевые направления от предприятий. На заочный факультет зачислено около 2 тыс. студентов, в т.ч. на консультационных пунктах в других городах - около 1200 студентов, 140 человек - на отделение послевузовского образования. Дальнейшие наши задачи - работать в направлении роста количества студентов-"договорников", обеспечения равных условий для всех, в том числе и сельских, абитуриентов. Сегодня подготовка осуществляется по 8 направлениям и 18 специальностям и в ближайшем будущем предстоит добиться повышения уровня аккредитации отдельных кафедр, чтобы с увеличением количества молодых кафедр не снижался уровень вуза.

      Еще одно "средство борьбы за студента" - расширение географии влияния Академии, т.е. открытие в городах региона и области консультационных пунктов. В этом году открыто еще 6 пунктов в 5-ти городах области: Макеевке, Снежном, Енакиево, два в Горловке и в Доброполье. Задача будущего - закрепиться и отладить учебный процесс в этих городах.

      Приятно отметить, что, несмотря на все сложности нашей жизни, количество желающих обучаться в Академии неуклонно растет. Общее число студентов в Академии уже достигло 10150 человек - численность нормальной пехотной дивизии! Это, однако, порождает ряд проблем, одна из которых - кадровое обеспечение учебного процесса, особенно на консультационных пунктах. Сейчас в ДГМА работает 810 преподавателей, из них 378 - штатные. С ростом числа преподавателей обостряется также необходимость обеспечения уровня "остепененности" вуза, т.е. количества преподавателей, имеющих ученую степень, соответствующее статусу Академии. Тем более, что в наступившем учебном году в Академии будет проводиться самоаттестация (т.е. аттестация самих себя) на предмет соответствия нашей 4-й степени аккредитации.

      Качество преподавания во многом определяет уровень успеваемости студентов. А он у нас пока еще далек от желаемого. Конечно, уровень довузовской подготовки абитуриентов сейчас значительно снизился. Но это может быть оправданием только для первокурсников. Если же обобщить, то, прежде всего, нужно работать над системой организации учебы, "обкатывать" новую модульно-рейтинговую систему, делать контроль успеваемости простым, прозрачным и понятным для всех.

      Летом стены Академии покинул в ранге специалиста 701 человек, из них 680 - по направлениям на предприятия и 21 - свободное трудоустройство. 70% выпускников получили направления на крупные промышленные предприятия. Особо высоким спросом пользовались специалисты машиностроительного направления, при этом многие заявки предприятий остались неудовлетворенными. Так что работаем не "на улицу", место работы выпускники могут найти всегда.

      Растем и в плане обеспечения учебного процесса методическими пособиями и учебниками, а также компьютеризации учебного процесса. В прошлом учебном году издано 263 методических указаний и пособий (73 - на украинском языке). Библиотекой закуплено 3140 экземпляров учебно-справочной литературы из 926 наименований на сумму около 140 тыс. грн. Академией также приобретено 128 компьютеров, общее количество которых сегодня составляет 685 единиц - больше всех среди вузов Украины. Намечено открыть курсы подготовки специалистов по работе с компьютером, создать при общежитиях Интернет-клубы, расширить вузовскую сеть и доступ в Интернет для студентов и преподавателей.

      Подводя черту, можно сказать, что нас ждет трудный и интересный год. Поработать придется всем и немало. Но время показывает, что наша Академия способна самосовершенствоваться. А посему можно надеяться на лучшее.

Репортаж Алексея Кабацкого

Содержание номера