ИСТОРИЯ КРУГОСВЕТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

      В предыдущем номере мы рассказывали нашим читателям о поездке на Чемпионат Украины по парусному туризму, проводившемуся на прекрасном морском берегу в районе заповедника общегосударственного значения "Белосарайская коса". Так вот, помимо удивительных впечатлений, морского загара и кучи ракушек, редакционная группа газеты "Академия" привезла в Краматорск ценнейшие и практически раритетные записи бесед с легендарным человеком, моряком-кругосветником Валерием Петрущаком. Отдельно хочется прокомментировать личность самого рассказчика. Валерий Дисанович - человек, очень приятный в общении, с великолепным чувством юмора и совершенно потрясающей скромностью. Приглашая его к нашему походному столу, мы даже не подозревали, какой интересной и необычайной окажется эта беседа, и насколько удивительна и сложна жизнь этого милого человека. Валерий Дисанович - профессор, к.т.н. института кибирнетики в Киеве. Во второй жизни - бизнесмен. Путешествие он совершил вместе со своей женой Наташей на яхте "Лелитка". Название, кстати, переводится примерно как "отражение света звезды в океане". Это путешествие, 1994-1998 гг., было второй попыткой покорить мир. Первый выход из Владивостока оказался неудачным, и морякам пришлось вернуться в родные пенаты. Но прошло время, яхту отремонтировали, путешествие все-таки состоялось. И вот его краткая история.

ПРО "НОВЫХ ТУРОК"

      Столько всего было, что я просто теряюсь, с чего начать. Ну вот, например, был с нами такой случай. Стояли мы в Стамбуле, в Босфоре и где-то на четвертый день выходим в море, хотя ходить под парусами по Босфору вообще-то запрещено. Открывается вид на Софию: так красиво, над берегами купола сверкают. И тут сзади нас догоняет катер, большой такой. Жена говорит: "Посмотри. У них крутые тоже развлекаются, как у нас". А в катере на носу стоят два таких малиновых мундира с автоматами. Т.е. и одежда, как у наших крутых. Догоняет нас этот катер, а у его борта стоит группа людей. Впереди мужик: костюм, галстук и т. п., солидный такой. А остальные все немножко позади, для фона. Ну, в момент они мимо нас проходят, и я, значит, помахал ему: "Hello". А он недоумевающе оглянулся на своих, мол, "Что такое?". Поворачиваюсь, а с той стороны эсминец идет, сопровождает его, и вся команда стоит по стойке смирно. И только потом я узнал, что это Президент Турции возвращался с приема Мороза - тогда он еще спикером парламента был. А я ему "Привет, дядя.". Так и поздоровались с "новыми турками".

ОГНИ МАЛЕНЬКОЙ ЯХТЫ

      Еще вот что было. Выходим с острова Мальта. Вы знаете, что Мальта - остров исторический. И говорят, что нечистая сила там водилась. Вот мы и убедились в этом на собственном опыте. Выходим, значит, с Мальты. Над островом нависла черная туча. Началась гроза. А мы уже вышли в море и над нами небо затянуто легкими облаками, полупрозрачными. И в этих облаках молнии сверкают. Я думаю: "Ладно, все это сзади - мы уже в море". Жена еще боролась тогда с морской болезнью. Лежит она в анабиозе, животом кверху, ничего не ест. А я на вахте. А ветерок все сильнее и сильнее, штормит так баллов 8. Сутки я на вахте, вторые. И, наконец, проходим самое узкое место Средиземного моря. Заходим туда. Ночь. И у меня обрывается кабель с мачты, и "закорачивает" единственный аккумулятор, т.е. я совершенно без огней иду. Корабли вокруг ходят. Удираю от них целую ночь - благополучно, слава богу. А под утро жена наконец-то набирается сил, поднимается с койки и говорит: "Надоело мне болтаться в этом море. Идем". Я ей: "Куда идем?".
-Куда угодно.
-Тут же Африка только рядом.
-Идем в Африку.
-Во-первых, я не мусульманин и не обрезанный. И как там нас встретят, черт его знает.
-Не переживай, говорит, надо, так обрежут.

      Заходим в ближайший порт - в Бизерту (Тунис). Тут же подлетает катер - "секьюрити". Посмотрели нас - все о'кей. Спрашивают: "Как вам наша страна?". "Замечательно". Тут вдруг прибегают таможенники, пограничники. Посмотрели документы, оформили, сделали визу - "Все, пожалуйста. Нет проблем. Как вам наша страна?". Мы все это время стоим возле берега, а по берегу ходят машины с такими большими мегафонами. И эти мегафоны хриплыми голосами рассказывают гражданам, какой у них замечательный президент и страна. В общем, полюбили мы и страну, и президента. Но очень были рады, когда нас оттуда отпустили.

      Идем дальше. После того как огни на мачте перегорели, у меня еще были огни на кабине. И ночью я иду уже на этих огнях. Но что-то начинаю замечать, что встречные пароходы ведут себя как-то странно. Идет пароход, мы с ним расходимся параллельными курсами. Вдруг он прямо перед носом разворачивается, пересекает мне дорогу. Опять разворачивается, останавливается. Светит мне прожектором. И так несколько раз. Один, другой, третий. Думаю, может, никогда яхты не видели? А когда пришли на Канары, я увидел, что с правого борта горит красный огонь, а с левого - зеленый, а должны - наоборот, на море очень многое от этого зависит.

АТАКИ НА МОРЕ

      Выходим с Гибралтара. А с ним связана очень интересная история. Когда выходил из Гибралтара Лукама, первый кругосветник, совершивший одиночное плавание, за ним погналась пиратская шхуна. И пираты бы его догнали, если бы не шквал ветра. С тех пор прошло 100 лет, но здесь ничего не изменилось. И местные яхтсмены предупреждали нас: "Близко к Африке не подходите. Рыбаки все вооружены. Грабят яхтсменов".

      Вот вышли мы из Гибралтара - штиль, полный штиль. Включил я свой движок, а он у меня такой как на мотоцикле. Еле - еле плетемся. К заходу солнца оказались милях в 30 от берега. Ну, думаем, хватит уже. Только село солнце, показались огни - рыбаки вышли в море. И я прямо посреди них. Яхта болтается еле-еле, жена спит спокойно. А я сижу на вахте, полные карманы ракет: надо отбиваться до последнего патрона. И где-то в районе 12 часов ночи вдруг какой-то рыбак разворачивается и пикирует прямо на меня. Подходит метров на 20 и я врубаю ему прямо в нос свою огромную фару. И он, ошарашенный, уходит. Так прошло две атаки. Под утро, наконец, лег спать. И, только заснул, раздаются крики жены: "Валера! Валера! Стреляй в нее, стреляй". Выскакиваю с видеокамерой. Смотрю, к яхте с кармы подходит здоровая такая морда. Подошла метра на три. Потом голова разворачивается и показывается рот размерами с нашу яхту. Кит, а это был именно он, ушел в сторону. Рядом - еще один. И они около нас начинают свой китовий танец с фонтанчиками и плесканиями. Красиво, конечно, очень. Не каждый день такое можно вживую увидеть.

ЗАГАДКА ПРИРОДЫ

      Итак, долго ли коротко, перешли мы в Атлантический океан. Вышли в канал, и пошли через пассаты. Вокруг - красота. Чистое небо, легкий ветерок, голубая прозрачная вода. Моя вахта была с шести вечера до трех часов утра. Поспал я немного, вышел на палубу и решил послушать приемник: может, услышу Украину. Вдруг на небе появляется маленькое облачко, и буквально через пять минут туча закрывает пол неба. Я, конечно, натягиваю на себя непромокаемый плащ, прячу приемник, опускаю парус генуя. Тут уже наезжает шквал, усиливается ветер, наступает кромешная ночь. Через пару минут ветер кончается, шквал затихает, я снова подымаю генуя, устраиваюсь на палубе послушать радио - и все сначала. Вторая тучка, третья... Ругаюсь про себя, чтоб жена не услышала. И вот тебе номер: из яхты высовывается сонная голова и говорит: "Ну тебя к черту. Что ты бегаешь туда-сюда, иди спать. Целую ночь, как конь топал сапогами по палубе, я спать хочу!". Заступила Наташа на вахту. И, представьте, больше не единой тучки - тишь да гладь.

(Продолжение следует)

Алина Остафийчук

Содержание номера