ПЯТЬ ДНЕЙ У МОРЯ

      Отдых у моря - мечта любого человека. Не умолкающие волны, теплый песок, божественные закаты. А если вся эта романтика сопровождается проживанием в палаточном городке и дрейфующими по волнам яхтами, то это - просто сказка. Вот в такую сказку на целых пять дней и попала редакционная группа газеты "Академия". С 19 по 23 июля на северном побережье Азовского моря в районе заповедника общегосударственного значения "Белосарайская коса" проходил II Чемпионат Украины по парусному туризму, посвященный 10 годовщине независимости Украины.

      К сожалению, на этот раз в соревнованиях не принимала участия команда Краматорска. Но за долгие годы жизни туристического клуба ДГМА сложились прочные дружеские отношения наших туристов со многими клубами Донецкой области и всей Украины. Приглашения на подобные соревнования приходят и сейчас. Таким образом, восстанавливая старые знакомства и заводя новые, мы обогатились разнообразнейшей информацией и о данном чемпионате, и о положении украинского туризма вообще, и о некоторых уникальных личностях в парусном туризме. Но все по порядку. И в первую очередь речь пойдет о самом чемпионате.

      Итак, на нем было представлено 12 команд из Донецкой, Луганской, и Киевской областей. Среди них - чемпионы Украины, обладатели Кубков: Украины, Донбасса, Седова, победители первенства Луганской области. Представительство судей - также на высоком уровне: 4 судьи первой категории и один - национальной. Утром первого дня, как и положено, первыми приступили к работе именно члены судейской коллегии, начался разбор документов и формальная подготовка к соревнованиям. И тут же начались первые неприятности. Погранслужба Азовского побережья решила навести свои порядки. И, после восьмичасовых скитаний по погранзаставам Мелекино, Ялты и Мариуполя, измученные участники, наконец, смогли добраться до моря. И первый этап соревнований - "гонка капитанов" - все-таки был проведен.

      Старт и финиш - на воде. Суть этого вида соревнований в том, что катамараном управляет один человек - капитан. Надо сказать, что при такой некомфортабельной конструкции, катамараном сложно управлять и всей команде. Но капитан на то и капитан, чтобы уметь все и справляться с любой ситуацией в одиночку. Тем более, что в большинстве своем катамараны, участвовавшие в чемпионате, выполнены своими руками и, поэтому люди вложили в них душу - и свою, и морскую. И даже паруса заядлые мореходы сравнивают с разными по характеру женщинами. Что очень романтично и удивительно близко к реальности.

      Особенно эта духовная связь открывается на самом сложном этапе соревнований - большом треугольнике. За два дня участники должны преодолеть маршрут от Белосарайской косы до мыса Змеиный. Условие победы - минимальное время перехода. К счастью, командам-участницам на этот раз не докучали ни дотошные пограничники, ни природная стихия. Конечно, не обошлось и без поломок, но кардинально на ход соревнований они не повлияли. Намного сложнее оказался следующий этап - спасательные работы.

      Проводился он сразу же после финиша большого треугольника. На море - трехбалльное волнение, а команды - уже уставшие. Но соревнования есть соревнования. И надо бороться дальше. Спасательные работы заключаются в том, что командам необходимо выйти по стартовому коридору на определенную позицию, выбросить за борт своего капитана, и, выполнив маневр спасения, вернуться за "утопающим". Проделать это надо хотя бы три раза. И "осиротевшие" команды отчаянно петляли по морю, которое словно решило проверить на прочность экипажи и суда. Перевернулось и временно вышло из строя судно одной из донецких команд.

      Все еще могла исправить следующая гонка - малый треугольник. Но природа решила все по-своему. Волнение достигло 3,5-х баллов, и уже напоминало небольшой шторм. Катамараны бросало, команды героически сражались со стихией. В этой ситуации луганчанам и фавориту предыдущих этапов "Урагану" - команде города Боярка, что под Киевом, из-за поломок не удалось успешно завершить дистанцию. По причине того же шторма был отменен и последний этап - "гонка без руля", что не дало возможности "потерпевшим" поправить свое положение в турнирной таблице.

      Итак, по завершении четвертого этапа Чемпионата победителями стали: в классе до 9 м2 площади парусов - команда Донецка (капитан Лисничий Ю.Б.); в классе до 12 м2 - команда Донецка (капитан Еременко А.А.) и в классе более 16 м2 - команда Луганска (капитан Рагулин А.Е.) Почетными грамотами награждены активные участники и судьи Чемпионата. Среди них - человек-легенда, моряк с не одним десятком лет стажа, автор 15 яхт Алексей Карцев, кругосветник Валерий Петрущак, рассказ о которых будет представлен вниманию читателей в следующих выпусках "Академии". Как единственная молодая, но перспективная команда были отмечены мореходы "Урагана". И хочется верить, что под вдохновенным руководством капитана Коваленко В.В. эта команда еще не раз завоюет первые места на Чемпионатах и возьмет не один Кубок.

      Очень печально, что из всех соревнований, проводимых ранее, у туристов-парусников остался лишь Кубок Донбасса и данный Чемпионат, и что очень неустойчивое положение сейчас и у этих соревнований. Но с другой стороны, хоть какие-то средства на чемпионаты Украины по туризму были отпущены (спасибо лидеру партии "Свобода" А.С. Матвиенко). Может быть, мы доживем и до нового рождения парусного туризма. Ведь в противном случае граждан окончательно затянет беспросветное "матрасничество", т.е. пассивный отдых на природе, но "на одном месте". Что никак не добавит ни здоровья, ни бодрости духа нашей нации.

Алина Остафийчук

Содержание номера