КАФЕДРА АПП - ЭТО КУРС НА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

      Подготовку бакалавров по направлению "Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии", а также специалистов и магистров по автоматизированному управлению технологическими процессами осуществляет кафедра "Автоматизация производственных процессов".

      На кафедре работают 16 преподавателей, ведущих занятия по 39 учебным дисциплинам. В их числе два профессора, доктора технических наук и девять кандидатов наук, доцентов. Из пяти ассистентов четыре работают над кандидатскими диссертациями.

      Обычно преподаватель ВУЗа - это и научный работник. Научная работа, выполняемая на кафедре, способствует вовлечению в эту деятельность и студентов, всегда проявляющих интерес к новому. Научно-исследовательские работы студентов завершаются квалификационной работой на соискание ученой степени магистра. Уместно отметить, что в магистратуре кафедры обучаются 45 студентов, и уже в июне будут представлены к защите 22 квалификационных работы магистра. Все эти работы выполняются под руководством опытных преподавателей и направлены на решение наукоемких производственных задач.

      Так, например, студент Гавриш Ю.П. разрабатывает модель принятия решений для автоматизированной системы управления цехом ЗАО НКМЗ, студентка Кузьменко Ю.Н. решает проблему снижения энергетических затрат на установке "печь-ковш" путем автоматического регулирования электрической дуги, студент Сидоренко В.В. разрабатывает информационно-измерительную систему станка с ЧПУ, позволяющую полностью автоматизировать эксперименты по исследованию динамических явлений.

      Обновление состава преподавателей кафедры осуществляется через аспирантуру. Недавно в штат преподавателей зачислены бывшие наши выпускники, которые за время учебы в аспирантуре подготовили диссертации на соискание ученной степени кандидата технических наук: Субботин О.В. под руководством профессора кафедры, академика Украинской технологической академии, доктора технических наук Сагайды И.М., представил для защиты эффективный метод цифровой фильтрации сигналов фотоэлектрических датчиков, работающих в условия больших оптических помех, а также Донченко Е.И. (руководитель, доцент Сердюк А.А.) разработал оригинальный метод технической диагностики процесса фрезерования. В выполнении этих работ решающее значение имели исследования, проведенные на моделях с использованием ПЭВМ.

      Уделяя большое внимание внедрению средств моделирования в учебный процесс кафедра разработала программу компьютерной поддержки учебного процесса. Ректорат академии выделил класс современных ПЭВМ. Благодоря этому стало возможно предоставить студентам большую библиотеку технических материалов (около 8 Гбайт) десяти ведущих мировых компаний: Microsoft, Intel, Adams, Siemens и др.

      Все это позволило преподавателям кафедры расширить диапазон задач, поднять их уровень, а студентам получить доступ к современным программным средствам и литературе.

      Сейчас студенты моделируют работу любых электронных схем (программное обеспечение Electronic Workbench), исследуют и оптимизируют работу систем автоматического управления, в том числе цифровых (MahtLAB), применяют для сложных расчетов MahtCAD, выполняют графические работы на AutoCAD и др.

      В моделировании сложных процессов с неполным математическим описанием кафедра использует нейронные модели. Этот новейший метод моделирования используется, например, студентом Щербаковым Д.Н. в его квалификационной работе магистра по разработке информационной системы для формирования годового плана производства в условиях ЗАО НКМЗ.

      Учитывая быстрые изменения в области элементной базы устройств автоматики, преподаватели кафедры практически ежегодно стремятся обновить лекционные курсы, лабораторные практикумы и содержание курсовых проектов. Студенты тоже не остаются в стороне. С их помощью, например, профессор Сагайда И.М. провел модернизацию лабораторных стендов по автоматизированному электроприводу. Студенты разработали, изготовили и смонтировали систему электропривода с управлением от ЭВМ, в результате чего обычный стенд с ручным управлением превратился в систему автоматизированного исследования.

      В заключение следует отметить, что и преподаватели кафедры, и наши студенты - это две увлеченных делом и воздействующих друг на друга стороны учебного процесса. И мы хотели бы, чтобы нынешние абитуриенты и будущие студенты поддерживали это состояние.

к.т.н., доцент А.Сердюк, к.т.н., доцент В.Чекулаев


"Автоматизированное управление технологическими процессами" - специальность для способных фантазировать.

      Мы часто используем в быту и на работе различные автоматические устройства или оборудование, но вряд ли найдется много людей, имеющих представление о том, как они работают. Обычно процесс автоматического управления объясняется просто: "Включаешь, и дальше она сама все делает".

      В последние годы средства автоматического управления развиваются очень быстро и захватывают практически все виды человеческой деятельности. Этот бум автоматизации связан с прорывом в области нанотехнологии и, в частности, в микроэлектронике. Благодаря созданию микропроцессоров, микроЭВМ и сверхбольших интегральных микросхем открылись большие возможности в построении интеллектуальных систем управления, способных приспосабливаться, самонастраиваться, самоорганизовываться в изменяющихся условиях функционирования. При этом системы автоматического управления приобрели новые возможности в повышении точности, быстродействия, гибкости, надежности и информативности. Они упрощают "общение" с человеком, который может теперь управлять голосом или в режиме диалога, они могут анализировать большие объемы информации, производить сложные вычисления, выдавать сообщения и команды по множеству каналов. Однако фантастические возможности современных автоматических систем создаются человеком, точнее специалистом по автоматизации и компьютерно-интегрированным технологиям.

      Этот сложный процесс приведен здесь для того, чтобы создать представление о необходимом интеллектуальном уровне и кругозоре современного специалиста по автоматическому управлению. В соответствии с этим учебный план специальности "Автоматизированное управление технологическими процессами" предусматривает глубокое изучение высшей математики, теории автоматического управления, электронику, механику, технологию машиностроения, гидрогазодинамку, теплотехнику и термодинамику, электропривода, микропроцессорной техники, программирования, экономики и многого другого.

      Особое значение для специалиста имеет его умение использовать современную вычислительную технику. На ее освоение направленно 10 учебных дисциплин с большим объемом практических занятий на персональных ЭВМ (около 400 часов). В результате студенты приобретают профессиональные навыки работы на ЭВМ практически в любой программной среде. Кроме этого они изучают устройство, организацию работы, конструирование и обслуживание микропроцессорных систем и вычислительных сетей.

      Несмотря на сложность учебных дисциплин, насыщенных практически всеми разделами высшей математики, специальность "Автоматизированное управление технологическими процессами" вызывает большой интерес у молодежи, всегда тянувшейся к новому. Работа по этой специальности требует большой интеллектуальной отдачи, но благодаря этому она и интереснее, так как расширяет горизонт познаний, позволяя смело браться за решения почти фантастических задач.

Зав. кафедрой АПП к.т.н., доцент А.Сердюк

Содержание номера