КЕМ БЫТЬ?

(очерк одной исследовательской работы)

      Что нужно студентам после окончания Академии? Вопрос этот интересует не только меня, студента Академии, но и администрацию института. В конечном итоге этот вопрос затрагивает молодых людей, решивших связать свою судьбу с ВУЗами и, в частности, с Донбасской Государственной Машиностроительной Академией.

      Разрешением этого вопроса мне и хочется Вас озадачить.

      Для изучения вопроса о мотивации поведения студентов наша исследовательская группа, которая работала под руководством д.т.н., профессора, члена Нью-йоркской Академии наук Хаета Григория Львовича, выбрала группу студентов одной из специальностей Академии, и вот что получилось. Респондентов просили оценить по пятибальной шкале значимость лично для них различных сторон их будущей работы. На рисунке 1 светлыми столбиками показана средняя значимость трудовых ценностей для студентов.

Рисунок 1 - Иерархия трудовых ценностей студентов

      Наибольшую среднюю значимость имеют такие ценности, как успех - 4,5 балла, интересная работа - 4,4 балла, учеба - 4,4 балла, заработок - 4,3 балла, наименьшую - польза людям - 3,8 балла.

      Кроме того, провели факторный анализ, который помог выявить категории студентов в отношении пунктов мотивации труда.

      Исследования подтвердили выдвинутое предположение о том, что люди делятся на 2 типа под условными именами: "производители" и "потребители". Для "производителей" важны, прежде всего, интересная работа, знания, как таковые, не безразлична и польза труда для общества. Они готовы мириться с не самыми высокими заработками, мало думают о напряженности труда и гарантии занятости. Для "потребителей" важен заработок, успех, так как он гарантирует определенные материальные блага. Они не испытывают интереса к труду как таковому.

      Таким образом, наш пробный опрос дал нам представление о типах студентов, обучающихся в Академии. И честно говоря, хотелось бы, чтобы в нашем вузе "потребителей" было поменьше.

Д.Кудлатов,
ст.гр ЭК96-1, бывший выпускник ОШ 52 г.Горловки

Содержание номера