дискуссионная трибуна

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

      Быстрое изменение программных и аппаратных средств позволяет резко расширить сферу использования информационных технологий в учебном процессе. Рассмотрим ряд методических проблем, связанных с применением ЭВМ в учебном процессе. Все они связаны с необходимостью изменения подходов к преподаванию как процессу подготовки и представления информации.

      Версии программных продуктов меняются до 2-х раз в год. При этом изменение программного продукта (ПП) приводит к изменению не только лекций, но и методического обеспечения лабораторного практикума. Таким образом, необходима постоянная переработка учебных курсов (до 30% материала ежегодно). Поскольку время обучения в вузе превышает время "жизни" изучаемых ПП (0,5-2 года), на старших курсах должны рассматриваться не только вопросы использования полученных знаний в области применения ЭВМ, но и изучения новых средств программирования, моделирования и др.

      Проблемой является информационное обеспечение учебного процесса. Литература по ряду ПП не выпускается или выпускается с задержкой на 1 - 1,5 года. Электронная документация по многим ПП имеется только на иностранном языке (чаще на английском). По некоторым дисциплинам и ПП информацию можно найти только в Internet.

      Частично решить эту проблему позволяет организация локальной компьютерной сети, которая создает общее информационное пространство в Академии. При этом важной задачей является наполнение такой сети необходимой информацией, поэтому резко возрастает роль использования Internet для ее поиска. Необходимо осуществлять постоянную работу по нахождению информации в Internet, ее сортировке и расположению на локальных серверах, а также по включению полученных материалов в учебный процесс.

      Важной проблемой является выбор для обучения только тех программ, которые будут широко применяться в обозримом будущем. Динамика изменения ситуации на рынке программных средств очень высока, а сам рынок очень обширен и говорить о неких фактических стандартах нельзя - существуют миллионы пользователей самых разнообразных программных продуктов одного и того же класса. Если выпускник за время своей учебы использовал только два-три прикладных пакета, то он приобретает в этой области "кнопочное образование", т.е. он будет уметь производить некие операции (скажем, ввод и редактирование текста) только в одном ПП и только одним образом, и не будет подготовлен к эксплуатации другого пакета (при видоизменении "кнопок").

      Между тем изучение студентом большого разнообразия пакетов нереально. Поэтому возникает задача:; приучить его видеть за конкретной оболочкой и операциями одного программного пакета то общее, на чем основана работа целых классов программных средств. При этом учащийся вникает во взаимоотношения программ с аппаратными средствами персонального компьютера, обучается не программам, а компьютерным информационным технологиям. Такой выпускник хорошо адаптирован к изменениям в программном обеспечении и имеет высокую конкурентоспособность на рынке труда.

      Избежать вышеуказанных проблем можно при методически правильном использовании программных средств в учебном процессе, когда эти средства не подменяли бы практическое освоение и использование соответствующих методов и алгоритмов, а использовались для вариантного проектирования, исследований влияния изменения параметров на состояние объектов и т.п. Использование языков программирования вместо, скажем, пакетов Mathcad или Statistica, позволяет студентам самостоятельно разрабатывать математические модели, разрабатывать алгоритмы вычислений, а не просто описывать задачу на формальном языке и сразу получать результат. Применение языка программирования формирует умение алгоритмически мыслить, развивает логику, сохраняет интеллектуальную часть решения задачи за человеком.

      В условиях быстро изменяющейся ситуации на рынке программных средств и рынке труда в сфере информационных технологий единственным выходом является обучение базовым, фундаментальным знаниям и технологиям. Освоение конкретных программных продуктов следует вынести на студенческую практику, в некоторых случаях убрать из учебного процесса вообще, так как возникает опасность и определенная потребность подмены изучения дисциплины - изучением программного продукта.

Тарасов А.Ф., Сагайда П.И.

Содержание номера