В АКАДЕМИИ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КРАСИВО

      В соответствии с приказом по Академии от 18.02.2000 "О корпоративной культуре в Академии" разработан проект Временного положения "О корпоративной культуре Донбасской государственной машиностроительной академии".

      Настоящее положение вводится с целью укрепления и развития корпоративной культуры Академии, повышения уровня мотивации профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов, обеспечения сознательной поддержки основных программ деятельности Академии, ее стратегии, признанных идеалов и на этой основе улучшения качества подготовки специалистов, их профессиональной и социальной компетентности, приверженности высоким общечеловеческим ценностям, повышения престижа Академии. Положение регламентирует главные аспекты корпоративной культуры Донбасской государственной машиностроительной академии, обязательные для ее сотрудников и студентов.

      Корпоративная культура Академии предполагает четырехуровневую структуру:

      1 уровень - общая этика, смысл жизни и деятельности персонала, студентов и аспирантов Академии;

      2 уровень - назначение Академии (удовлетворение потребностей персонала, студентов и аспирантов Академии, требований предприятий, организаций, достижение утилитарных экономических целей);

      3 уровень - основа корпоративной культуры Академии (корпоративная миссия, "дерзкая цель", деловые принципы);

      4 уровень - зримые способы проявления корпоративной культуры (символы, ритуалы и праздники, стиль поведения, язык общения).

      Предназначение организации, как в узком плане (для самой организации), определение области ее функционирования, так и в широком плане (для экономики в целом, государства, всего общества), ее "ниша" на рынке товаров и услуг, а также способ освоения этой ниши определяет корпоративную миссию. Миссия Академии - удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населения Донбасса и Украины в оказании на высоком уровне образовательных услуг и услуг научно-технического характера за счет повышения интеллектуального уровня персонала Академии, новых свершений в науке, развития материально-технической базы и эффективного использования возможностей региона с его уникальными предприятиями. "Дерзкая цель" - стать одним из лучших технических университетов Украины, интегрированным в международную систему высшего образования и имеющим международную аккредитацию.

      Работа по внедрению системы корпоративной культуры в ДГМА основана на таких принципах:

  • Мы работаем для будущего, для предприятий XXI века, которые составят основы экономического процветания Украины и ее духовного возрождения.
  • Нравственность, интеллект, стремление к постоянной учебе, умение приобретать знания и сами знания - то, что мы должны развивать у студента.
  • Центр внимания преподавателя - личность студента, центр внимания руководства и персонала - личность преподавателя.
  • Нет неспособных студентов, нет "серых" преподавателей!
  • Ни дня на месте! С каждым шагом - новые решения в науке, преподавании, воспитании и организации работы.
  • Приверженность интересам кафедры, приверженность вузу, преданность профессиональному долгу.
  • Преподаватель вуза - подвижник науки, педагогики, носитель высоких жизненных ценностей. Работай так, чтобы ты смог стать для студента примером.

      Кроме того, важную роль для любой организации играют такие проявления корпоративной культуры, как символы:

  • Логотип газеты "Академия".
  • Логотип (эмблема, фирменный знак) Академии.
  • Логотипы факультетов (с использованием элементов логотипа Академии).
  • Флаг Академии.
  • Флаги факультетов.
  • Флажок (настольный) Академии.
  • Гимн Академии.
  • Бланк Академии.
  • Бланк факультета (с элементами логотипа Академии).
  • Бланк кафедры (с элементами логотипа Академии).
  • Почтовый конверт с символикой Академии.
  • Значок Академии.
  • Грамоты, дипломы (наградные) Академии.
  • Благодарственное письмо.
  • Буклет Академии.
  • Сувениры с символикой Академии (карандаш, календарь, календарик, авторучка, пакет полиэтиленовый).
  • Юбилейная медаль (типовая).
  • Памятная медаль (сувенирная).
  • Медаль "Ректорский прием".
  • Бейдж.
  • Посуда кафе, буфетов с символикой Академии.
  • Титульные листы периодических научных изданий Академии.
  • Элементы одежды (галстук, футболка, бейсболка и др.).

      Используя символы, сотрудник, студент постоянно подтверждает свою приверженность корпоративной культуре Академии. Сам же стиль поведения сотрудников в точности отражает деловые принципы, мотивы (потребности) и даже общую этику функционирования организации. По отношению к студентам преподаватель должен вести себя как старший товарищ, но не как начальник. Преподаватель следует правилам английского джентльмена: чем больше разница в статусе, тем больше вежливости должен проявлять старший. Одежда должна быть современной, но не слишком яркой. Непременное требование - это аккуратность. Следует прежде всего обращать внимание на лицо, а значит и прическу, руки (часы, ногти) и ноги (обувь). На заседания ученого совета, спецсовета по защите диссертаций, ГЭКа, некоторые юбилеи следует приходить только в официальной одежде (костюм, галстук). В этом случае в правом нижнем углу объявлений, а также приглашений делается соответствующая пометка.

      Более широкое проявление корпоративной культуры - оформление интерьера - с одной стороны отражает корпоративную культуру вуза, а с другой оказывает немалое внимание на ее формирование. В Академии оформление вестибюлей, общих рекреаций, музея Академии, актового зала и др. осуществляется соответствующими службами, а помещений факультетов, кафедр - силами самих подразделений. Устанавливаются следующие требования к оформлению рекреаций, коридора, предметной аудитории и других помещений выпускающей кафедры как основного подразделения Академии. Здесь должны быть отражены следующие вопросы:

  • Основные принципы корпоративной культуры кафедры и специалиста соответствующего профиля, как составная часть корпоративной культуры вуза (миссия, деловые принципы, возможно - дерзкая цель).
  • История организации кафедры, сведения об ее первом заведующем, основные вехи ее развития.
  • Основные достижения кафедры в научной работе и научно-педагогических исканиях (в создании новых технологий обучения).
  • Сведения о сотрудниках кафедры, их научных интересах и достижениях.
  • Связь кафедры с предприятиями, другими вузами и научными учреждениями.
  • Сведения о лучших выпускниках кафедры, их карьере и достижениях.
  • Информация о выдающихся отечественных и зарубежных ученых - основателях разделов науки по профилю кафедры, а также тех ученых, выдающихся инженерах и менеджерах, на кого мог бы равняться студент.
  • Информация о новинках литературы и их поступлению в библиотеку.
  • Информация о достижениях предприятий города, выпуске новых машин, внедрению новых технологических процессов.
  • Требования к специалисту данной области знаний и различные методические материалы.
  • Текущая информация.
  • Поздравления с юбилеями (круглыми датами), а также трудовыми достижениями (защитами диссертаций, получением ученых званий, выходом монографий, выделении грантов, победами студентов на конкурсах и т.д.).

      Как видно из приведенных выше пунктов, настоящее Положение рассматривает практически все вопросы, необходимые для разработки и внедрения в жизнь Академии столь важного и фундаментального понятия как корпоративная культура. С этой целью постоянно осуществляется анализ сложившейся культуры Академии в данный момент времени, а также субкультуры на факультетах, кафедрах, в академических группах. Проводится работа по систематизации существующих порядков и традиций.

      Координацию работ по повышению требований этики преподавателей, воспитанию студентов и аспирантов, формированию у них чувства общности и обеспечению направленности их трудового поведения в сторону успешного решения как задач Академии, так и общенародных задач осуществляет совет по корпоративной культуре (СКК). Разработаны соответствующие функциональные обязанности совета по корпоративной культуре, установлены права и обязанности руководителей, сотрудников и студентов Академии отношении ее корпоративной культуры. И в целом имеются положительные тенденции в определении и улучшении корпоративной культуры ДГМА.

Подготовила Алина Остафийчук

Содержание номера