PRO ET CONTRA

Твой голос оценит вся Украина,
Ты будешь услышан в Европе!

      Ожидания граждан Украины о снижении накала политических страстей, связанные с окончанием кампании по выборам Президента, не оправдались. Своим указом от 15 января текущего года Леонид Кучма стимулировал новую волну политической активности граждан Украины. Этим указом Президент назначил проведение всенародного референдума в стране на 16 апреля 2000 года.

      Что же такое референдум, какие цели он реализует и какую роль играет в политической жизни демократически ориентированной в своем развитии страны? Начнем с определения. В любом справочнике по вопросам политики можно прочесть, что референдум - слово латинского происхождения и означает всенародное голосование по какому-либо важному вопросу (или вопросам) государственной жизни. Так же, как и выборы, референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, способа проведения и сферы применения. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, либо законодательным, если предмет референдума - проект акта текущего законодательства. Следует также отметить, что референдум может принести демократии как пользу, так и вред: с одной стороны, он способен наиболее полно выявить волю народа по насущному вопросу, а с другой - организаторы референдума могут сделать его предметом псевдопроблему, с тем чтобы отвлечь внимание народа от действительно насущных проблем. Случается и так, что воля народа, выраженная на референдуме, игнорируется и попирается власть имущими.

      От еще одной формы опроса - плебисцита (от лат. plebs - простой народ и scitum - решение, постановление) референдум отличается тем, что его решения имеют силу закона и, следовательно, должны выполняться всеми органами власти и гражданами страны. Таким образом, референдум характеризуется с одной стороны - как форма избирательной активности граждан, а с другой - как форма непосредственной демократии, когда граждане, достигшие 18-летнего возраста сами и лично определяют свое отношение к проблемам, выносимым на референдум и принимают непосредственное участие в решении важнейших для страны вопросов.

      В последние годы своего развития Украины находится под пристальным вниманием европейской общественности. И это понятно, ведь Украина член Совета Европы, а это предполагает четкое выполнение определенных обязательств, связанных с членством в этой влиятельной европейской организации. И такой шаг в политической жизни Украины как назначение референдума, не остался без внимания и оценки со стороны органов совета Европы. Эксперты Венецианской комиссии обратили внимание на несоответствие двух из шести вопросов, выносимых на референдум, действующей конституции. Конституционный суд Украины, рассмотрев вопросы референдума, пришел к выводу о необходимости уменьшения количества вопросов референдума до 4-х. Это решение вполне остудило пыл критики со стороны европейской общественности. Таким образом, в бюллетне, который предлагается всем гражданам Украины, достигшим 18-летнего возраста, остались 4 вопроса весьма важных с точки зрения перспектив развития Украины.

      Актуальность референдума определяется, главным образом, несовершенством механизма ответственности первой власти (законодательной) за результаты своей деятельности.

      Теперь посмотрим на содержание 4-х вопросов бюллетня и ответим себе на вопрос: способны ли предлагаемые Президентом меры, в случае их одобрения гражданами Украины, позитивно изменить характер и стиль работы Верховной Рады?

      Первый вопрос: "Поддерживаете ли Вы предоставление Президенту права прекращат полномочие парламента, если за месяц не сформировано парламентское большинство или за три месяца не утвержден государственный бюджет?". В случае одобрения данной меры Президент получит дополнительные полномочия и рычаг влияния на деятельность парламента. Как показал опыт работы Верховной Рады 13 созыва, главный финансовый документ страны - бюджет, ни разу не принимался в установленные для этого законом сроки. А отсутствие бюджета не только не способствует стабильности и росту экономики, но и предполагает хаос и безответственность, ведущие к кризису. Соответственно принять закон о бюджете страны может только парламентское большинство. Таким образом, реализация предложенной в вопросе меры позволит Украине иметь дееспособный парламент, строящий свою работу на принципах эффективности и ответственности.

      Второй вопрос: "Согласны ли Вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины?". Заметьте - не полного лишения, а лишь частичного ограничения неприкосновенности. Как показывает опыт, наличие депутатской неприкосновенности (в любой ее форме) ставит граждан народных депутатов в положение над Законом. Для правового государства, принципом которого является равенство всех граждан перед законом, наличие такой неприкосновенности - нонсенс. Ибо данная неприкосновенность лишает народного депутата отстаивать свою невиновность в судебном заседании. Нельзя строить правовое государство, попирая его основные принципы жизнедеятельности.

      Третий вопрос: "Согласны ли Вы с уменьшением общей численности народных депутатов Украины с 450 до 300?". Данная мера уже давно стала темой широких дискуссий, в том числе на страницах государственных печатных СМИ. Более того, в период выборной кампании в парламент Украины в 1998г. практически все кандидаты (из тех, кто выступал перед избирателями 58 избирательного округа) обещали сразу же предпринять действия, направленные на изменение количества нардепов в сторону уменьшения. Гражданам Украины, даже тем, кто не изучал премудрости экономической науки, но прошедшим жизненный экономический ликбез, ясно, что налогоплательщики содержат чрезмерно раздутый штат нардепов. Сравним: в России нижняя палата Федерального Собрания Р.Ф. также состоит из 450 депутатов. Но ведь наши возможности никак несравнимы с Россией. Здесь следует учесть еще и то, что с недавних пор зарплата народного депутат составляет около 1450 грн. Сравните со своей.

      Четвертый вопрос: "Поддерживаете ли Вы необходимость формирования двухпалатного парламента в Украине?". Данный вопрос менее всего затрагивает интересы простых граждан Украины, вопрос для многих непонятный, новый. Отметим, что различные социологические исследования показывают негативное отношение к возможности реализации данного предложения - примерно более 60% респондентов на этот вопрос отвечают отрицательно. С точки зрения политической науки двухпалатный парламент, как правило, является характеристикой федеративной формы государственно-территориального устройства. Украина же - унитарное государство. К тому же из вопроса совсем не ясно, как будет реализовываться идея двухпалатного парламента в случае позитивного ответа граждан Украины на этот вопрос.

      Таким образом, мы видим, что положительные ответы на вопросы референдума позволят реформировать деятельность парламента Украины, придать ему характеристику конструктивизма, превратив парламент из политического клуба (каким он был до сих пор), в эффективно действующий на благо всего народа орган политической власти.

В.Н. Дорошенко, доц. кафедры философии

Содержание номера