Черные ящики бывают не только на самолетах

      Самолеты иногда падают, гибнут люди. Оставшиеся живыми начинают искать ответы на вопросы. Первый - кто виноват? Второй - что делать? Чтобы пореже такое случалось. Искать ответы дело непростое даже для специалиста -слишком мало остается в упавшем самолете целого. Попробуй, определи, что сломалось раньше падения. Вот и придумали специалисты ставить на самолеты бортовые аварийные самописцы, фиксирующие показания приборов. В нашей стране это начали делать в 1960 году, после крупной авиакатастрофы под Рязанью. Тогда народ образованный очень кибернетикой увлекался, на нее только что запрет был снят, коммунистическими философами наложенный. Кибернетическое понятие "черный ящик" было у всех на слуху. Вот и стали называть бортовые аварийные самописцы черными ящиками.

      Черные ящики поставили перед инженерами задачу новую и не простую. Первые из них могли записывать не более 12 параметров, это сейчас до 1000 дошло. Требовалось из всех параметров выбрать наиболее перспективные с точки зрения установления причин возможной катастрофы. Эту задачу продолжают решать и сейчас. В том числе решают здесь, у нас, в Академии, на факультете инженерной механики, на кафедре ПТМ. Но не в отношении самолетов, конечно, а подъемных кранов. Они тоже, бывает, падают. Или роняют груз на головы. Тоже приходится потом решать, кто виноват и что делать. Соответственно и ящики черные на кранах лишними быть не могут. В ноябре 1998 года украинский Комитет по надзору за охраной труда принял решение об оснащении грузоподъемных кранов приборами автоматической регистрации, позволяющими регистрировать все необходимые технические параметры кранов в течение всего срока их эксплуатации. Такая аппаратура позволяет не только восстановить картину происходившего с краном в случае аварии, но и предотвратить саму аварию, своевременно сигнализируя о нарушении нормального режима эксплуатации крана.

      В настоящее время кафедра ПТМ сотрудничает с одесским НПО "Элекран", которым разработан комплекс аппаратуры для регистрации параметров грузоподъемного крана АРП-10. С легкой руки разработчиков носит он наименование "черный ящик". Устройство монтируется непосредственно на кране, накапливаемая в нем информация периодически переносится в ПЭВМ, где расшифровывается с помощью специального программного обеспечения. Именно в методике расшифровки данных из черного ящика имеют обширные наработки специалисты кафедры ПТМ ДГМА. Участие их в работе НПО "Элекран" является очень перспективным делом. Подобная аппаратура уже давно используется на зарубежных кранах и создание отечественного черного ящика совершенно необходимо для повышения конкурентоспособности нашей продукции на рынке грузоподъемной техники.

      Работа кафедры ПТМ по созданию отечественного кранового черного ящика имеет большое значение для всей Академии. Она является частью сотрудничества ДГМА с Научно-технической ассоциацией по подъемным сооружениям и специальной технике. Эта ассоциация была создана в 1997 году и взяла на себя функции информационного и научно-технического центра по ПТМ в нашем государстве. ДГМА по инициативе кафедры ПТМ и проректора по научной работе В.А.Федоринова обратилась в ассоциацию с просьбой о приеме в действительные члены этой организации и успешно с ней сотрудничает. Одним из результатов сотрудничества явилось получение ДГМА статуса представительства в Донбассе журнала "Подъемные сооружения. Специальная техника.", издаваемого ассоциацией. Это дает возможность в дальнейшем расширить объем публикуемых в этом журнале материалов кафедры и работ других ученых академии.

А.М.Маковский, доц. каф. ПТМ
И.А.Лукьянов, асс. каф. ПТМ

Содержание номера